Формирование мировоззрения и становление морального сознания

Общая психология » Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек » Формирование мировоззрения и становление морального сознания

Страница 2

Такая ситуация имеет свои положительные и отрицательные аспекты. Положительное в ней то, что отсутствие единого и однозначного мировоззренческого ориентира, побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой; имеющих собственную точку зрения и готовых ее отстаивать.

Но с другой стороны, подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающихся друг от друга по уровню социальной и нравственно- мировоззренческой зрелости; к отставанию одних и более быстрому психологическому развитию других. Самостоятельно с проблемой социально-политического самоопределения в ранней юности справляются далеко не все. Те, кому это удается действительно развиваются, уходят вперед, намного обгоняя остальных. Однако, те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные мировоззренческие вопросы, задерживаются в своем развитии, остаются инфантильными на многие годы.

В самом затруднительном положении находятся те, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор.

Ранняя юность – начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два основных вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный), и «кем быть?» (профессиональный).

Юноши и девушки пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, жизненный план – это план деятельности.

Рассмотрим, что представляют собой жизненные планы современной молодежи Украины.

Группой социологов института исследования содержания и методов обучения при Министерстве образования Украины, были проведены социологические исследования методом анкетирования старшеклассников.1

Результаты анкетирования, а также статистические данные за 1998-99 годы, которые еще нигде не были опубликованы показали:

- пока ничего не планируют –11%;

- планируют закончить среднюю школу и поступать в ВУЗы – 57,4%;

- поступление в училища и техникумы, после окончания 9 класса –23,2%;

- работа на госпредприятиях – 2%;

- работа на частных предприятиях –4%;

- работа в бизнесе родственников –2,2%;

- открытие собственного дела –4,7%;

- другая работа – работа – 3%.

Таким образом, большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение. Это обстоятельство обусловлено, во-первых, трудностями трудоустройства, во-вторых, понимание важности специального (и желательно высшего) образования для перспективы трудоустройства, в-третьих, желание продолжить свое беззаботное существование на иждивении.

На формирование жизненных планов различным образом влияют способности (уровень образования) юношей и девушек, а также материальное состояние их родителей и их образование. Известный факт, что чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети будут продолжать обучение после школы и эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами, значительно выше, чем девушками.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Поведение в общественных местах
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными ...

Психическая активность во сне
«Утро вечера мудренее» - гласит народная поговорка. Каждый из нас может вспомнить ситуации, когда, засыпая с чувством растерянности и беспомощности перед навалившимися проблемами, он просыпается утром с ощущением, что проблемы решены. Оди ...

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании
Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие. 1. В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследов ...