Особенности эмоционального реагирования

Страница 2

В. Фазинг [7, с. 211] указывает на изменения в переживании и выражении эмоций как на одну из характеристик ИСС, а также выделяет два паттерна изменений. Первый — повышение эмоциональной реактивности (люди начинают эмоционально реагировать на события, на которые в обычном состоянии сознания не реагировали).

Данный феномен описан нами выше. Второй (обратный) — люди перестают реагировать на события, прежде эмоционально значимые. Кроме того, Фазинг отмечает возможность утраты в ИСС контроля над внешним выражением эмоций, что также наблюдается в ситуациях SD.

В качестве отдельной характеристики ИСС Фазинг выделяет изменения уровня активации, который может и сильно понизиться (мы рассмотрим подобные феномены при анализе континуума сна/бодрствования в условиях SD), и сильно возрасти (случаи переживания экстаза при SD).

Ф. Соломон и др. [9] одним из показателей ИСС считали "уменьшение рациональности эмоций", за которое, вероятно, можно принять видимую беспричинность: появления эмоций (из-за повышения эмоциональной чувствительности) и неадекватную интенсивность их выраженности (связанную со снижением контроля над непосредственным выражением эмоций).

1. Паранойяльные идеи.

Случаи возникновения у ряда людей паранойяльных страхов, идей отношения вплоть до развития галлюцинаторно-параноидных психозов наблюдались во время зимовок на арктических и антарктических станциях [20, с. 165—166; 35], в условиях одиночного тюремного заключения [20, с. 165—166; 26, с. 399], а также во многих экспериментах с разным уровнем депривации (в ранних опытах по SD [19, с. 64; 45, с. 105—106], в отечественных исследованиях длительной гипокинезии [22, с. 39]). В тех случаях, когда контролировался фактор личностных особенностей испытуемых, установлена выраженная закономерность появления данных нарушений у испытуемых с соответствующими преморбидными особенностями [22, с. 39; 45, с. 105—106]; кроме того, общая тенденция к "заострению", акцентированию у испытуемых присущих им личностных особенностей была выявлена в недавних экспериментах с длительной гермокамерной изоляцией [16; 43, с. 221].

2. Чувство "гениального открытия".

Зачастую в ситуациях SD люди должны были проводить соответствующие психологические и физиологические пробы, эксперименты, а иногда и осуществлять свою обычную работу (при исследовании деятельности пилотов, космонавтов, метеорологов, полярников). В группу данных феноменов мы отнесли случаи появления в этих условиях у людей ощущений особой ценности определенных идей, результатов или направлений исследования. Так, В.И. Лебедев описывает пример появления у испытуемого сверхценной идеи: за время пребывания в сурдокамере в ущерб своим основным обязанностям тот создал огромный "научный" труд, посвященный вопросу пыли (поводом для проведенной работы послужил ворс, выпадавший из ковровой дорожки, находившейся в камере, испытуемый исследовал количество, пути распространения, циркуляцию, кругооборот пыли, зависимость ее наличия от времени суток, работы вентилятора и других факторов). Хотя этот "труд" представлял собой лишь набор наивных обобщений и нелогичных выводов, его создатель был убежден в высокой ценности, объективности и нужности проделанной им работы [20, с. 150]. У ряда других испытуемых в их отчетах после длительного одиночества также встречалось неадекватное преувеличение значения того или иного обстоятельства, близкое к чувству "гениального открытия" [там же]. Появление подобных идей Лебедев объясняет обусловленным изоляцией ограничением круга интересов и отсутствием социальных коррекций. Очевидно, что в основе появления ощущения "гениального открытия" и "паранойяльной идеи" лежат "изменения значимости" (по терминологии А. Людвига), характерные для всех ИСС. Согласно Людвигу, человек испытывает нечто аналогичное переживанию "Эврики", в течение которого возникают ощущения глубокого инсайта, озарения, истины, слабо связанные при этом с объективной истиной [4].

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Особенности психологического состояния личности юриста
Всестороннее рассмотрение юридической деятельности, психологических особенностей труда юриста позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат работников правоохранительны ...

Проблемы развития мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов
Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода – самонаблюдения. Сейчас экспериментальная психология ра ...

Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чег ...