Вывод
Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод о том, что чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности человека (спортсмена).
В результате совокупного влияния всех факторов спортивной деятельности и от самого вида деятельности у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, характера, потребности и интересы.
Любые достижения высоких результатов в спорте во многом зависит от сложившихся спортивно-волевых качеств спортсмена.
По итогам проведенного исследования направленное на выделение спортивно-волевых особенностей личности спортсмена экспериментальным методом можно представить следующий предварительный список спортивно-волевых качеств, выделенных на основе семантического сходства: 1) выдержка; 2) ответственность; 3) инициативность (лидерство); 4) целеустремленность (упорство); 5) решительность (уверенность); 6) самостоятельность (независимость); 7) внимательность (собранность); 8) настойчивость (стойкость); 9) энергичность (активность).
На основе выделенных черт был разработан опросник для диагностики спортивно-волевых качеств личности (СВК).
В опроснике СВК учтено большинство из выделенных характеристик спортивно-волевого человека. Опросник СВК предназначен для диагностики выраженности спортивно-волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет. Он может применяться как в исследовательских целях, так и для решения практических задач. В перспективе можно несколько расширить диапазон применения методики. При значительном изменении возрастных границ применения методики потребуются дополнительные исследования.
Опросник СВК может использоваться как отдельно, так и в комплексе с другими методиками, направленными на диагностику психологических особенностей спортсмена.
Рекомендуем к прочтению:
Распознавание эмоций детьми
Различные авторы включают в термин понимание (understanding) эмоций разные компетенции. Так, наиболее распространенное определение понимания (распознавания) эмоций включает в себя такие характеристики как способность опознать эмоцию, выяв ...
Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. "В основе ...
Родительская ответственность в структуре феномена родительства
По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявл ...