Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Одной из важнейших составляющих психолого-педагогической диагностики в школе является диагностика умственного развития учащихся. В связи с большой практической значимостью данной проблемы ей посвящены работы многих зарубежных и советских психологов. Различие в подходах к ее разработке связано с разнообразием используемых теоретических платформ и, в частности, определяется той теорией личности, на которой базируется исследователь (агностическая, бихевиористская, дуалистическая, эндогенетическая, деятельностная).
Диагностируя умственное развитие школьников на всем протяжении школьного обучения, можно установить эффективность влияния последнего на каждого из учащихся. Как уже отмечалось, уровень умственного развития ученика тесно связан с его успеваемостью, влияет на продуктивность его обучения. Низкий уровень умственного развития является одной из наиболее часто встречающихся психологических причин неуспеваемости или слабой успеваемости.
Эта причина часто скрыта, неочевидна для наблюдателя, психолога, педагога. Недостатки в развитии мышления маскируются будто бы слабой памятью, рассеянным вниманием, что и отмечается чаще всего педагогами и родителями у слабых учеников.
Между тем исследования психологов показывают, что память и внимание неуспевающих и успевающих школьников различаются лишь по включенности в них процессов логического мышления.
Так психолог Н.И. Мурачковский установил, что слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании не связанных друг с другом слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где нужно использовать логическую опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они имеют худшие результаты по сравнению с другими детьми того же возраста (М.К. Акимова, В.Т.Козлова, 2000 г.).
Точно также при выполнении специальных заданий на внимание (корректурная проба) неуспевающие учащиеся показывают результаты не хуже, чем их товарищи по классу. Между тем учителя обычно отмечают рассеянность, невнимательность многих неуспевающих. Низкая концентрация внимания у этих детей обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроках они часто отвлекаются, вопросы учителя застают их врасплох. Итак, не память и внимание, а чаще всего специфические особенности мыслительной деятельности (как компонента умственного развития) являются источником трудностей у неуспевающих. Неумение преодолеть трудности в учении приводит нередко к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала или выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше.
Учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, при письменном стараются списать у товарищей и т. д. Неумение и нежелание мыслить достаточно часто являются отличительными особенностями неуспевающих, которых иногда называют «интеллектуально-пассивными». Интеллектуальная пассивность – следствие низкого уровня умственного развития, отсутствия необходимых интеллектуальных навыков и умений (Л.С. Славина).
Установка на избегание интеллектуального напряжения, характерная для интеллектуально-пассивных учащихся, выражается в ряде особенностей протекания у них мыслительных процессов – поверхностности, инертности, неустойчивости, неосознанности, подражательности.
Поверхностность мыслительной деятельности проявляется в неумении отделить существенное от второстепенного, в установлении случайных связей между предметами мысли. Ученики с признаками поверхностности мыслительных процессов испытывают трудности при пересказе текста, при составлении плана, тезисов.
Инертность мыслительной сферы наиболее ярко обнаруживается при изменении учебной ситуации, требующей гибкого использования уже имеющихся знаний и навыков. Школьники, мыслительные процессы которых характеризуются инертностью, склонны к шаблонным приемам умственной работы, к привычному ходу мыслей.
Неустойчивость мыслительной деятельности проявляется в переходе от одной системы действий, рассуждений к другой под влиянием случайных признаков, ассоциаций. В учебной деятельности школьники с такой особенностью мышления могут не использовать в нужных случаях усвоенные правила и принципы, как бы забывая о них.
Рекомендуем к прочтению:
Основные формы развития индивидуальности
Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, ак ...
Выводы
Опираясь на изложенные взгляды, можно, по-видимому, предположить, что глобальная самооценка (self-esteem, self-regard) не просто отражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я» индивида, а сама обладает сложным ст ...
Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных
В правовой доктрине наказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду э ...