Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте
По нашему мнению, уровень развития нравственного сознания личности не может быть следствием одного лишь умственного развития. Нравственное самосознание – это продукт и социально-экономического развития, и желания самой личности быть нравственной, и ее собственной активной деятельности по нравственному совершенствованию и самообразованию.
Таким образом, рассмотренные теоретические положения представителей зарубежных психологических школ позволяют подчеркнуть, что нравственное развитие личности и ее сознание рассматривается ими в отрыве от социальных факторов, роль которых, как известно, в формировании личности в целом огромна.
Проблема морального самосознания нашла также отражение и в отечественной психологии. Пути ее изучения были предопределены положениями теории сознания, разработанными в трудах С.Л. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и других психологов, которые рассматривали сознание, в том числе и моральное сознание, как результат общественно-исторического развития индивида, подчеркивали его социальную обусловленность и связь с деятельностью и поведением человека» [4].
Л.С. Выготский, – основоположник изучения самосознания в подростковом возрасте, считает, что развитие функции самосознания совершается в шести направлениях, из которых и складываются основные моменты, характеризующие структуру самосознания подростка.
Первое направление – это рост и возникновение собственного образа. Подросток начинает все более «обосновано и связано» узнавать себя.
Второе направление в развитие самосознания ведет этот процесс из вне во внутрь. Буземан говорит, что вначале дети знают только собственное тело. Лишь в 12-15 лет возникает сознание, что существует внутренний мир и у других людей. Собственный образ переносится во внутрь. Сначала он охватывает сновидение и чувство. Важно, что развитие во втором направление не идет параллельно с нарастанием самосознания в первом направлении.
Третье направление развития самосознания – это интегрирование. Подросток все более и более начинает осознавать себя как единое целое. Отдельные черты все более и более становятся в его самосознании чертами характера, частью целого.
Четвертое направлением развития самосознания является отграничение собственной личности от окружающего мира, сознания отличия и своеобразия своей личности. Чрезмерное развитие самосознания может привести к замкнутости, к мучительным переживаниям отъединенности которые часто отличают переходный возраст.
Пятая линия развития состоит в переходе к суждениям о себе по внутренним моральным критериям, которые начинают применяться ребенком и подростком для оценки своей личности и которые заимствуются ими из «объективной» культуры. Буземан говорит, что до одиннадцати лет ребенок судит себя по шкале: сильный – слабый, здоровый – больной, красивый – безобразный. За стадией «зигфридовской» морали, согласно которой телесные добродетели и красота составляют все, в развитии ребенка следует мораль умений. Ребенок горд тем, что он умеет делать то или другое, благодаря чему он может снискать уважение взрослых.
Под влиянием взрослых, выдвигающих формулу «ты должен нам повиноваться», ребенок вступает в стадию оценки, которая определяется тем, что хотят от него взрослые. Многие дети, в особенности девочки, останавливаются на стадии морали повиновения.
Рекомендуем к прочтению:
Развитие интеллекта
Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать ...
Особенности операторской деятельности
Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, ...
Понятия "личность", "человек",
"индивид" их отношения
Личность, понятие многообразное. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают ...