Описание целей и метода исследования
Большинство известных методов измерения тревожности позволяет оценивать либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо ситуацию, которая может быть потенциально тревожной для подростка. Данная методика представляет интерес в целях определения и изучения видов ситуаций, являющихся потенциальными источниками тревожности у подростка, выделяя три основных типа ситуаций:
1. Ситуации, связанные со школой, общением с учителями.
2. Ситуации, актуализирующие представление о себе.
3. Ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данного теста, обозначены так: школьная, самооценочная, личностная.
Текст методики включает в себя 40 вопросов-суждений,20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (ST), т.е. самочувствия подростка в данный момент и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (LT), обычного самочувствия подростка.
Под личностной тревожностью подростка понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая его предрасположенность к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкое разнообразие ситуаций. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых подростком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его самооценке и самоуважению.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями в данный момент: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает у подростка как эмоциональная реакция на стресс и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Подростки, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать напряжением, выраженным состоянием тревожности постоянно или в течение длительного периода времени.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активного деятельного подростка. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности. Оценка подростком своего состояния в этом отношении является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Анализ результатов исследования, таким образом, свидетельствует о том, что средний уровень ситуативной и личностной тревожности подростков средней общеобразовательной школы № 3 города Бреста соответствует среднему уровню. Значение ситуативной тревожности несколько выше личностной, что обусловлено в первую очередь реакцией учащихся на ситуацию психологического обследования.
По результатам исследования можно утверждать, что ни ситуативная, ни личностная тревожности не зависят от пола и возраста подростков. Этот феномен может быть объяснен незначительными возрастными различиями испытуемых (13-14 лет). Тем не менее, с целью профилактики стрессовых состояний, а также с целью содействия процессу личностного роста необходимо проведение психологической работы с подростками этого возраста, направленной на проработку значимых и стрессогенных для этого возраста проблем, а также психологической работы с ними по обучению их способам продуктивного реагирования на стрессовые состояния, способам управления ими.
Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность. В связи с этим встает задача коррекции стилей деструктивного поведения родителей, которая возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, целью которого является построение гармоничных, конструктивных отношений родителей с детьми подросткового возраста.
Рекомендуем к прочтению:
Что такое психологическое здоровье
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, эко ...
Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение
инновационного типа
В начале 90-х годов ХХ века произошел пересмотр общеобразовательной парадигмы, ей был придан смысл не столько познавательный, сколько развивающий. Приоритетными стали общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развити ...
Психология поведения предпринимателя
Предпринимательское поведение является социально-экономическим.
Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложен ...