Особенности отношения и поведения мамы и папы
Так в чём же величие и подвиг человеческой матери? [3] По всей вероятности, в разумности, преднамеренности, избирательности поведения, которые определяют и количество детей, коими обзаводится женщина, и качество исполнения ею материнских обязанностей. Мы в отличие от всего сущего сами принимаем решения: быть матерью или нет и как исполнять свои обязанности. Чего и сколько отдавать детям из имеющихся у нас возможностей, сил, времени, чувств, средств.
Эти обстоятельства стоят перед современной женщиной вопрос о её высокой ответственности за добровольно сделанный выбор. И поэтому, может, впервые мы стремимся оценить: кто и для чего обзаводится ребёнком?
Всяческого уважения заслуживают женщины, что, преодолевая трудности, невзгоды, растят детей без страха, без корысти, ради них самих, ради того, чтобы оставить лучших заместителей после себя на этой земле. Но есть и такие матери, что святой акт – появление ребёнка – делают средством достижения каких-то далёких от любви к детям целей.
Материнство необходимо оценивать по особой мерке, прежде всего не как физиологический акт, но как явление нравственного порядка каждой здоровой женщине дана возможность стать родительницей, но не каждой — хорошей матерью. И все же мать — начало нашего характера.
Противоречие, возникающее в идеальном образе матери, как раз и заключается в том, что для лучшего исполнения своей задачи женщине нельзя целиком сосредоточиваться только на этой миссии. Хорошая мать не может быть человеком, замкнутым только на своих детях. Ее душа должна быть открыта болям и радостям людей близких и далеких; должна быть неравнодушна к несправедливости, творящейся в мире, даже если ее собственные дети вполне благополучны.
Мать должна бы учить детей прежде всего самосохранению, умению выжить и лучшим образом приспособиться к существующим условиям бытия. А в реальности мы преклоняемся перед матерями, которые учат детей не щадить себя во имя чужого благополучия.
В идеале мать — ведущая, наставница, руководительница их жизни. А дети — ведомые, исполнители ее воли и наказов всегда и во всём. Но мы ценим ту мать, что, не теряя ни любви, ни авторитета у своих детей, становится их помощницей, принимает их правду и веру, даже если они отличаются от ее устоявшихся воззрений и привычек [3].
Меняется роль матери – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, т.е. женщина стремиться доминировать над мужем и над детьми. В гармоничной же семье мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», а отец – тому «что»; отец учит детей быть «кем-то», а мать – «кем-то для кого-то» [14].
Фурутан [44] писал, что некоторые матери уделяют слишком мало внимания и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со стороны матери, обращаются за советом к другим людям. В результате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невозможными.
Родителям следует по мере своих сил и способностей удовлетворять любопытство ребенка, проявлять интерес к его мыслям и переживаниям, постоянно использовать любую возможность для бесед с ним. К сожалению, дружба и привязанность легко разрушаются суровым наказанием, грубым тоном, поэтому следует избегать любых действий, которые могут отдалить ребенка от матери. Если между матерью и ребенком установятся близкие отношения и они достигнут взаимопонимания, то ребенок, видя в матери неиссякаемый источник любви и тепла, будет делиться с ней своими сомнениями, тревогами, переживаниями.
Милосердная, добрая и сострадательная мать всегда разговаривает с детьми с теплотой, предпочитая мягкий и спокойный тон грубому, ранящему сердце ребенка, подобно стрелам. Воспитывая ребенка, направляя его действия, матери необходимо также постоянно принимать все меры, чтобы не терять чувства собственного достоинства.
Рекомендуем к прочтению:
Причины и механизмы нарушения поведения
Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте.
Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. ...
Основные формы развития индивидуальности
Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, ак ...
Характер детско-взрослых отношений
В отрочестве отношения с родителями, учителями и другими взрослыми складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Многие психологи считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство ...