Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Немаловажной характеристикой профессиональной компетентности является характеристика ценностной ориентации муниципальных служащих.
В психологическом словаре ценностная ориентация определяются как «компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости» (42, 584 с.).
Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Непротиворечивость ценностных ориентаций является показателем устойчивости личности. Одной из детерминант ценностных ориентаций является деятельность личности, но в любой системе ценностных ориентаций есть своя динамика и развитие.
Э. Шостром характеризует ценностные ориентации тем, «насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности» (38, 193 с.). Автор считает, что отвержение принципов и идеалов, по которым живет самоактуализирующаяся личность, препятствует личностному развитию и совершенствованию.
Самодостаточность
(в узком смысле понимания данного термина: как поддержка).
Э. Шостром качество поддержки характеризует как направленность человека на себя: руководство своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами (38, 192 с.).
Обладая вышерассмотренными составляющими профессиональной компетентности необходимо также уметь использовать данные качества на практике, чему наиболее способствует личностный адаптационный потенциал муниципальных служащих.
Термин «адаптация» происходит от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный (24) и в психологическом словаре определяется как:
1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения (24).
Петровский В.А. понятие адаптивности рассматривает также с точки зрения тенденции соответствия между целями и достигаемыми результатами активности. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целевых ориентаций («целей» – в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход – наслаждение, избегание страданий), прагматический (адаптивный исход – практическая польза, успех) и т.п.
А.Г. Маклаков определяет личностный адаптационный потенциал как «целый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также некоторый интервал отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых норм» (38, 127 с.).
Степень соответствия этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. При этом, характеристику личностного потенциала адаптации, по мнению автора, можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Таким образом, под личностной адаптацией мы будем понимать согласованность целей и результатов деятельности муниципальных служащих, посредством проявления активности, с учетом и соответствующие представлению о психологической норме, а также категориям общечеловеческих ценностей, не выходящих за рамки общепринятых моральных норм.
Из сказанного ранее видно, что специфика деятельности муниципальных служащих определяет набор необходимых личностных качеств, являющихся стержневой основой профессиональной компетентности муниципальных служащих.
Именно специфичный набор необходимых в муниципальной деятельности личностных качеств, способствует как саморазвитию, так и профессиональному росту муниципальных служащих.
Теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной компетентности муниципальных служащих показал:
1. Многие авторы подходят к вопросу рассмотрения структуры профессиональной компетентности, а также рассмотрению проблемы ее видов. Причем структура и содержание понятия профессиональной компетентности сводится к описанию ее видов. Каждый автор по-своему разграничивает виды компетентности и дает свою характеристику без учета специфики деятельности, в которой данный вид компетентности проявляется.
Рекомендуем к прочтению:
Консультирование при
переживании утраты
Наиболее типичными причинами переживания горя при утрате являются смерть близкого человека и развод.
Консультирование людей, перенесших утрату, - это нелегкое испытание духовных сил и профессиональной компетентности. Консультирование лич ...
Психологические тонкости некоторых видов искусства
В настоящее время искусство, в частности, музыкальное, транслируясь навязчиво и повсеместно, перестало быть чем-то уникальным, сакральным и праздничным. Вследствие кардинального изменения музыкально-культурной среды, можно говорить о появ ...
Психологическое различие между полами
На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и же ...