Психологические характеристики допроса.
Запечатленный материал в памяти человека содержится в различной готовности к воспроизведению. Различают актуальный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации достаточно только намерений лица) и латентный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации требуются специальные приемы).
В первом случае достаточно предложения дать показания и это предложение по принципу условного рефлекса, вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминания допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации.
В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называется реконструкцией. Реконструкция не является полным, но, по сути, правильным отражением воспринятого.
Латентный слой воспоминаний - это временно забытая информация, а также та часть сведений, которая была воспринята на уровне первой сигнальной системы. Здесь важную роль играют воспоминание и припоминание. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе дачи показаний. Не случайны рекомендации уголовно-процессуального кодекса о начале допроса со свободною рассказа, так как это способствует активизации латентного стоя воспоминаний.
Из этого следует важный тактический вывод: не следует без крайней надобности прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как вопрос рассеивает его внимание, нарушает ход мысли, мешает припоминанию фактов.
Точность передачи информации зависит от того, насколько хорошо владеет свидетель устной и письменной речью, от богатства его языка, способности правильно выражать свои мысли. Но даже при высокой культуре речи нередко наблюдается значительная разница между тем, что думал свидетель, и тем, что он сказал.
Словесное оформление помимо содержания информации включает в себя оценку допрашиваемым точности и достоверности своих показаний. Уверенность или неуверенность в правильности сообщенного свидетель выражает словами "по-видимому", "смутно припоминаю", "кажется", "ясно помню". Эти речевые оттенки могут свидетельствовать о (возможности ошибок, о большей или меньшей степени точности показаний, что должно учитываться при определении пределов их проверки).
Нужно, однако, иметь в виду, что субъективное отношение свидетеля к сообщаемой информации далеко не всегда отвечает действительному положению вещей и очень часто определяется свойствами его личности (самоуверенность застенчивость и пр.).
Теорией и практикой разработаны специальные приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминаниях забытых фактов. Они заключаются в постановке вопросов и словесных описаниях, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи, применении на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей и макетов, а также предъявлении свидетелю различных объектов в расчете на пробуждение ассоциаций и оживление памяти.
В тех же целях с участием свидетеля могут проводиться и специальные следственные действия (осмотр вещественных доказательств или места происшествия, выход на место, предъявление для опознания и др.).
Однако помощь свидетелю в припоминании забытых фактов не должна содержать никаких элементов внушения. Внушение может быть в виде:
1 .Прямых утверждений допрашиваемого, сопровождаемое требованием или увещанием подтвердить или опровергнуть тот или иной факт.
2.Вольных или невольных подсказок в виде намеков, наводящих вопросов, в которых уже содержится часть ответа.
Рекомендуем к прочтению:
Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица)
Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-рук ...
Личность в гуманистической теории
Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа по ...
Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных
игр
Процесс механизма «затягивания» человека в игровую зависимость основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли.
Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации ...