Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России
Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого эмоционального напряжения. Это требует от личного состава чрезвычайной мобилизации физиологических и психологических ресурсов организма. Поэтому проблема стрессоустойчивости сотрудников не теряет своего значения, а высокий уровень стрессоустойчивости и высоких адаптационных возможностей является необходимой предпосылкой сохранения их психического здоровья и высокой работоспособности.
Существует набор определенных взаимосвязанных характеристик личности (биологических и социальных), которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях жизнедеятельности, в частности, в экстремальных ситуациях - личностный адаптационный потенциал (ЛАП).
Основой работы будущего психолога-практика являются знания в области диагностики и коррекции указанного психологического феномена.
Мы предприняли попытку установить уровень развития ЛАП (высокий, средний, низкий) у будущих сотрудников ФСИН курсантов 1 курса психологического факультета (43 чел.: 25 юношей и 18 девушек).
В качестве психодиагностических методик в работе использовались: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), методика «Определение эмоциональности» (Суворова В.В.), опросник на «выгорание» (авторы - К. Маслач и С.Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой), «Шкала дисфункциональности» и рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек».
Нами был проведен корреляционный анализ между отдельными уровнями адаптации (высокий, средний, низкий) и отдельными уровнями эмоциональности. Получена значимая корреляция между низким уровнем адаптации и высоким уровнем эмоциональности, средним уровнем адаптации и средним уровнем эмоциональности, высоким уровнем адаптации и низким уровнем эмоциональности (0,56).
Также проведен корреляционный анализ между отдельными уровнями адаптации (высокий, средний, низкий) и отдельными уровнями выгорания. Получена значимая корреляция между низким уровнем адаптации и высоким уровнем выгорания, средним уровнем адаптации и средним уровнем выгорания, высоким уровнем адаптации и низким уровнем выгорания (0,34).
Высокий уровень ЛАП - 39,5% (17 чел.) отличается высоким уровнем адаптированности, низким уровнем эмоциональности и низким уровнем выгорания. Испытуемые этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны. Обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Средний уровень ЛАП - 53,5% (23 чел.) – средний уровень адаптированности, средний уровень эмоциональности и средний уровень выгорания. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают средней эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Низкий уровень ЛАП - 7 % (3 чел.) – низкий уровень адаптированности, высокий уровень эмоциональности и высокий уровень выгорания. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, низкой нервно- психической устойчивостью, конфликтны, понижением работоспособности и ухудшения состояния здоровья. Могут допускать асоциальные поступки.
Также в ходе исследования мы попробовали проанализировать индивидуальные особенности эмоциональной сферы по шкале дисфункциональности каждой из выделенных нами групп испытуемых по уровню развития ЛАП. Данный тест предполагает выявление зависимости-независимости испытуемых по следующим факторам: одобрение, любовь, достижения, безупречность, ярлыки, всемогущество и одиночество.
Рекомендуем к прочтению:
Психолого-педагогические действия, направленные на повышения успеваемости
студентов
Зная эти возможные действия, куратор всегда сможет выделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшей в практике работы со студентами.
На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача — построить учебный ...
Китайская бизнес - психология
В принципе – материальное благосостояние является ключевым пунктом мотивации любого индивида, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Но у китайцев, как говорится, «есть свои нюансы». Начнем с того, что любой китаец с рождения, по кул ...
Критерии отнесения к нарушениям поведения
В строгом смысле «нормальным» считается всё, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме – эталону. Способы получения номы нередко называют критериями.
Одним из самых распространённых и общих является статистический кр ...