Влияние творчества на развитие отношений личности
Схемы, представляющие различные варианты отношений, могут быть трехступенчатыми, могут быть пятиступенчатыми, семиступенчатыми, девятиступенчатыми, в зависимости от градаций, выделенных в описании (различении) вариантов отношений или подвариантов отношений. При тщательном анализе какого-либо отношения число определяемых ступеней может быть увеличено.
Подсознание в творчестве
Отношение творческой личности к движениям в подсознание можно выразить в следующем схематическом построении:
Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания. Поскольку известно, что большинство людей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бы выраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание - внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направлено творчество, и внимание - самому себе, своим внутренним состояниям, самонаблюдение.
Самонаблюдение в творчестве
Отношение к объекту познания и к самонаблюдению можно вывести в следующую схему:
Однако, если думать только об объекте, отвлекаясь от своих состояний, от самонаблюдения, создание условий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итоге новые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые не контролируются и возникают в значительной степени случайно. Другой вариант - интерес к процессу творчества, попытки разобраться в состояниях творчества, с тем, чтобы лучше ими управлять, интерес к трансформациям состояний у себя, самонаблюдение, самоанализ. Знание этих состояний позволяет создать более благоприятные условия для творчества, следовательно, способствует получению новых результатов. Новые результаты способствуют изучению процесса творчества у себя, шлифовке творческого поведения и т. д.
Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения самоанализ, самонаблюдение невозможны. Да и самовыражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другими при этом обычно не предполагается. Поэтому следующая группа "выясняемых" отношений - баланс общения и уединении, представлена в схеме ниже:
Общение и уединение в творчестве
Человек - член общества, и без окружающих людей он не выжил бы.
Человек приспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальной частью природы, принадлежа к массе людей, к обществу. Он работает для себя и для других людей. Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы. Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир. Однако в чрезмерном уединении - обеднение внутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие. Важно не только восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важна и качественная переработка воспринятого, а также выражение результатов этой переработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно дополняет другое.
Оценка и самооценка в творчестве
Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: "ребенок". Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности. После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими. Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева, заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них. Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих. В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему - все равно будешь зависеть от отзыва. В то же время самооценка включена в структуру воли творческого человека.
Рекомендуем к прочтению:
Понятие «базисный конфликт» по к. хорни
К.Хорни в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем боле ...
Психологические особенности альтруизма личности
Успех как социально-психологический феномен является одной из ведущих жизненных ценностей человека. Потребность в успехе является одной из фундаментальных и жизненно важных. В ее основе лежит мотивация достижения, стремление личности к са ...
Психологические новообразования студенческого возраста.
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролям ...