Проявления личности в раннем возрасте.
Ранний возраст — это период детства от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Главным содержанием жизни ребенка в раннем возрасте является усвоение способов употребления предметов, а также средств языка. Формирование предметных действий и усвоение общественно выработанных способов употребления предметов тесно взаимосвязаны с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.
На 2—3-м году жизни ребенок учится видеть мир, мыслить, а также усваивает правила поведения. В результате импульсивность ребенка начинает подчиняться правилам, установленным взрослыми. В этот период важно, чтобы у ребенка преобладали положительные эмоции (например, радость, доверие), а отрицательные были временными, быстро проходящими. Следует хвалить ребенка за то, что у него получается. Когда его хвалят, это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для взрослого. Но не стоит забывать и порицании. Следует учесть, что ребенок ярче испытывает чувство радости, чем огорчения. Ребенок может глубоко переживать чувство стыда и впасть в депрессию. Вскоре он научится понимать недовольство, огорчение, досаду взрослого.
В этот период ребенок еще не способен постоянно контролировать свои поступки (соблазн сильнее), поэтому всегда лучше объяснить, чем поругать. Резкие слова и раздраженные интонации во время разговора с ребенком, окрики, упрямое молчание быстро передаются еще только зарождающейся сознательной личности и остаются в подсознании на всю жизнь. В этом возрасте ребенок быстро перенимает чувства других, поведение и манеру общения взрослых — это период подражания.
На всем отрезке взросления"общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируются неравномерно. Первый возрастной кризис у детей происходит примерно в 3 года.
Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии ребенка, так как ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (со своими желаниями и особенностями). Данный период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. Взрослые в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. В этом случае не следует силой заставлять ребенка, иначе это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения.
В возрасте 7— 10 лет у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. В силу своей переходности младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.
Отличие школьного учения от других видов деятельности заключается в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т.е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, с помощью которых происходит полноценное усвоение этих образцов. Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т.е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.
На этой основе в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования: произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, ребенок вынужден направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Таким образом, формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения. В результате они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознания замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т.е. • требует внутреннего плана действий. Произвольность психических функций и внутренний план действий — это проявления способности ребенка к самоорганизации своей деятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Психологические идеи в русской философии XVIII века
Публикуется по изданию: Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред.В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С.63-71*.
Развивая просветительские идеи, необычайно широк ...
Исследования движений глаз при чтении сложных текстов
Большое число исследований по изучению взаимосвязи между восприятием текста и движениями глаз было проведено как в отечественной психологии, так и в зарубежных исследованиях. Было показано, что сложность текста (лексическая и синтаксическ ...
Развитие творческой
деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различн ...