Досуг и личностные характеристики человека
Досуг является неотъемлемой составляющей жизненного пространства человека, которая разнообразна в формах своего проявления и реализуемых в ней мотивах. Мы полагаем, что личностные особенности человека оказывают влияние на выбор определенного досугового времяпрепровождения. Для исследования этого влияния мы работали в двух направлениях. Во-первых, на основе пилотажного интервьюирования студентов факультета психологии (n=20) был проведен контент-анализ обозначенных ими способов досугового времяпрепровождения. Посредством данных контент-анализа были определены основные ориентации человека при выборе досуговой деятельности: внешняя, интрапсихическая и пассивная. Анализ мотивов, которые лежат в основе выбора тех или иных форм отдыха, показал доминирование духовных мотивов над социальными и материальными среди опрошенных студентов-психологов. Во-вторых, были скомпонованы 25 биполярных шкал семантического дифференциала с целью измерения эмоционального отношения испытуемых к своему досугу. После проведения пилотажной проверки данных шкал на 60 испытуемых (мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет), были отобраны шкалы, работающие по закону нормального распределения (всего осталось 11 шкал). В результате факторизации 11 шкал было выделено четыре значимых фактора, определяющих отношение испытуемых к своему досугу: степень отдыха, конструктивность, изменчивость и включенность. Таким образом, с помощью разработанного нами инструментария мы определили ключевые параметры для оценивания досуга человеком. Далее нами была поставлена цель - исследовать взаимосвязь параметров досуга и таких личностных характеристик, как жизненные ориентации, уровень профессиональной реализации, самоотношение и механизмы психологической защиты личности. Для диагностики описанных выше личностных характеристик были задействованы следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), опросник профессиональной реализации Н.Н. Мельниковой (ПР-21), тест-опросник механизмов психологической защиты Р. Плутчика (адаптация Л.Р. Гребенникова), опросник жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой. В исследовании приняли участие 45 человек – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет. Данные, полученные на основе всех перечисленных методик, сопоставлялись с помощью корреляционного анализа Пирсона с суммарными баллами по четырем основным факторам досуга (степень отдыха, конструктивность, изменчивость и включенность).
Конечные результаты исследования могут подтверждать гипотезу о взаимосвязи личностных особенностей и параметров досуга человека. Наибольшее влияние на параметры досуга человека оказывают жизненные ориентации. Выявленные взаимосвязи между жизненными ориентациями и досугом указывают на то, что люди, характеризующиеся гибкостью, активностью во взаимодействии с миром и самим собой, не испытывают затруднений в проведении досуга. Они по-настоящему могут расслабляться, восстанавливать силы и конструктивно использовать время досуга. Важно отметить, что полученная взаимосвязь между жизненными ориентациями и параметрами досуга подтвердилась лишь в мужской выборке. В выборке женщин данная зависимость не проявилась. У женщин в меньшей степени личностные особенности оказывают влияние на качество их досуга (вероятно, здесь играют большую роль другие факторы, например, материальное и социальное положение). Возможно, это связано с меньшей склонностью женщин, по сравнению с мужчинами, к индивидуализации и достижению.
Рекомендуем к прочтению:
Направленность личности и специальные особенности
Интересы учащегося разнообразные, но есть и общее направление – это информационные технологии. Увлекается компьютерами, их устройством и программным обеспечением, рядом с кибернетикой его также интересуют вопросы экономики. Настольной кни ...
Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Прежде чем рассмотреть вопрос содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе.
Современный этап развития местного самоуправления хара ...
Учение как вид деятельности
Учебная деятельность — форма деятельности, в которой действия, человека, управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.
В процессе развития человечества труд все более и более усложнялся и совершенствовался ...