Становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе
Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. Самосознание – отношение личности к себе.
А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости[5].
Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям.
Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его структурные компоненты в виде:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;
2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
3) познавательные когнитивные представления о себе;
4) эмоциональное, чувственное представление о себе [6].
Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности[7].
Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного[8] . В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента – когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.
Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в данном направлении.
Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно до достижения подростком стадии формальных операций в своем когнитивном развитии [9]. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после 12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, о своей привлекательности. Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто сравнивают себя с ними.
Подростковый возраст – это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя.
Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:
- реальное Я человека;
- собственное Я в представлении самого человека;
- его Я в представлении других людей;
- представления человека о том, что о нем думают другие;
- представления о том, каким ему хотелось бы стать;
- представления о том, каким его хотели бы видеть другие.
Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:
1) общая Я-концепция – представление о своей личности и восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире:
2) индивидуальные временные или переходные Я-концепции – концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п.;
3) социальная Я-концепция – представление о том, что о человеке думают другие люди;
4) идеальная Я-концепция – то, каким подросток хотел бы стать.
Эти представления могут быть заниженными, завышенными или реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому здоровью, достижению целей [10].
Таким образом, самосознание можно определить как отношение личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей.
Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
Рекомендуем к прочтению:
Определение понятия толерантность
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Нашей задачей является выявить общее и отличительное в разных интерпретациях понятия толерантность и на основе ...
Психологическая характеристика деятельности работника уголовного розыска
Категория деятельности является в современной психологии одной из ведущих.Заслуга в развитии общепсихологической теории деятельности принадлежит советским психологам. Деятельность рассматривается как единица жизни, как условие формировани ...
Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
К концу дошкольного возраста, т. е. к 6—7 годам, большая часть глухих детей, находящихся с 2 — 3 лет в специальных коррекционных детских учреждениях, достигают уровня развития зрительного восприятия, близкого к нормальному. Дети хорошо р ...