Направленное формирование первого впечатления
Все филогенетическое развитие свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, то есть связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. В ходе исторического развития человека развитие специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано с развитием общественной практики. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождало и новые формы восприятия. Лишь благодаря развитию техники в восприятии человека включается недоступная восприятию обезъяны "наивная физика"; в процессе художественной деятельности формировалось человеческое восприятие красоты форм - изобретательных и музыкальных.
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, которые воспринимает окружающее. Восприятие предетов и людей, с которыми ему приходилось иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку осмыссленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую "теоретическую"деятельность.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления обьективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субьекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.
Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность "прощупывания", обследования, распознания предмета через образ; возникновение образа из чувствительных качеств в свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств.
Значение структуры целого для восприятия в состав его частей обнаруживается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях. Во-первых, воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны.
Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности.
Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе.
Осмыслить восприятие означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему.
Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие не только сенсорный акт, обусловленный лишь психологической природой рецепторов; оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий.
Восприятие обычно никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может существовать на разных уровнях.
Рекомендуем к прочтению:
Программа формирования морального самосознания подростков для профилактики
деликвентного поведения
В ходе анализа результатов исследования была выявлена лишь частичная сформированность морального уровня самосознания подростков, его рост по мере взросления, развития социальной зрелости. Но при этом наблюдалась инфантильность суждений, и ...
Специфика взаимоотношений больного и врача.
Различают 2 типа взаимоотношений в диаде «врач - больной».
Первый тип основан на авторитарно – директивной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию (принцип доминирования), а больной ...
Проблема одиночества в подростковом возрасте
В психологии хорошо известно, что в древности человек не осознавал себя как отдельную личность.
«Сознание отдельного человека по своему существу было коллективным и определялось принадлежностью индивида к его социальной группе: роду, пле ...