Социально-психологический анализ причин профессионального выбора женщин

Общая психология » Психологические проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения женщин » Социально-психологический анализ причин профессионального выбора женщин

Страница 1

Работа посвящена месту и роли женщины в структуре МВД, причинам, побудившим представительниц слабого пола выбрать профессию, считавшуюся истинно «мужской». Говоря об актуальности темы, можно утверждать, что на данный момент в российской реальности, да и не только в российской – в мировой – постоянно растет количество женщин, избравших столь нетипичную для них профессию военнослужащих, служащих в силовых структурах. Учитывая вышесказанное, можно проследить явную связь между современными тенденциями на рынке труда и гендерными проблемами, сложившимися в современном мире. В результате проведенной работы теоретического плана и практического пилотажного исследования можно сделать следующие выводы, представленные тезисами:

1 Проанализировав литературу, описывающую специфику государственной службы в органах внутренних дел, структура органов внутренних дел и типовую профессиограмму деятельности сотрудника МВД, можно заметить, что по большому счету сотрудники МВД должны обладать, с точки зрения социальных стереотипов, «мужскими качествами». Эмоциональная устойчивость, выносливость, отличная физическая подготовка… Всеми этими качествами в полной мере обладает «сильный пол». Однако явление нашего времени – женщина-силовик уже давно не новость. Далее мы рассмотрим причины такого профессионального выбора «слабого» пола.

2 Социальный статус женщины-сотрудницы МВД в какой-то мере оправдывает данный выбор: социальный пакет, государственные гарантии, стабильность заработной платы – это все то, что в сегодняшнем мире ценят люди с невысоким уровнем притязаний.

3 Ситуация на рынке труда (в данном контексте мы рассматривали гендерный аспект): желание избежать безработицы заставляют выбирать женщин нетипичную для них профессию.

4 Борьба за превосходство – фактор, описанный А.Адлером, толкающий людей на самые непредсказуемые поступки. Звания, полученные сотрудниками МВД, нередко помогают им в обыденной жизни достигать своих целей, т.е. пользоваться служебным положением.

5 Гендерная инверсия в культуре, начавшаяся, по мнению Сандры Бэм, в девятнадцатом веке.

Проведенное исследование, направленное на выявление преобладающего психологического пола женщин в структуре МВД и волевых качеств, присущих испытуемым, показало, что женщины-сотрудницы МВД обладают преимущественно такими волевыми качествами как целеустремленность и энергичность, и доминантным психологическим полом женщин в структуре МВД является андрогинный. Данное исследование не является валидным, так как проводилось оно на выборке, не отвечающей стандартам полноценного исследования.

Таким образом, можно сказать, что цели, поставленные в начале исследования, достигнуты: проанализированы причины, побудившие женщин избрать для себя столь нелегкое в силу своей специфики поприще на рынке труда.

Профессиональная успешность специалиста, несомненно, связывается с его знаниями, умениями и навыками, его эрудицией и способностями к мышлению вообще, т.е. с уровнем его интеллекта. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Даже в творческой и научной деятельности навыки эффективного межличностного общения оказываются незаменимыми. Так, для того, чтобы «продвинуть» свою идею, необходимо правильно ее преподнести, заинтересовать в ней окружающих (коллег, начальство, клиента). Следовательно, помимо уровня общего интеллекта с успешностью профессиональной деятельности должны быть связаны и другие характеристики, которые можно отнести к компетентности в сфере общения, к интеллекту эмоциональному. В самом широком понимании эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих непосредственное общение с окружающими. Особую актуальность профессиональная успешность личности приобретает в контексте руководства коллективом, т.к. именно от руководителя во многом зависит продуктивность и качество работы персонала. Для обеспечения наибольшей эффективности своей деятельности наряду с формальными управленческими функциями руководитель должен играть роль мотиватора и морального лидера, повышая заинтересованность и работоспособность своих подчиненных, а также поддерживая оптимальную атмосферу в коллективе, направляя коллективные эмоции в нужное русло. Умение руководителя использовать эмоции окружающих и влиять на них (межличностный эмоциональный интеллект), при желании, может помочь избежать многих конфликтов и напряженных ситуаций в коллективе. Умение же руководителя контролировать собственные эмоции (внутриличностный эмоциональный интеллект) может обеспечить ему большую устойчивость перед всевозможными стрессами на работе и предотвратить развитию синдрома эмоционального выгорания, выражающегося в «приглушении» эмоций, апатии, эмоциональном истощении равнодушии и отгороженности от переживаний другого человека и разочаровании в собственных успехах и способностях. То есть умение руководителя создавать и поддерживать в себе внутреннее ощущение психологического комфорта также является важной и необходимой предпосылкой эффективности деятельности группы в целом.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Измененные состояния сознания и сенсорная депривация
Когда мы рассматриваем феномены SD, возникает вопрос: всегда ли депривационные условия вызывают изменения в состоянии сознания? Некоторые авторы (например, П. Сьюдфельд и Р. Борри) отмечают возможность исключительно количественных изменен ...

Заключение.
В настоящее время остро встал вопрос о необходимости включения психологической подготовки в курсы обучения и повышения квалификации медицинских работников. Эта проблема мотивирована тем, что профессия врача предполагает в той или иной сте ...

Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания
В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) – это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз ...