Характеристика и строение человеческой деятельности

Психологические направления » Характеристика и строение человеческой деятельности

Страница 1

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, свои способности и реализует потребности. В деятельности выражается творческий характер человека, благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности.

Современный человек живет в окружении предметов, которые не являются чистым творением природы. Практически ко всем предметам быта приложены руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, т.е. она носит продуктивный, а не только потребительский характер. Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек помимо способностей развивает и потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается искусственными потребностями. Это потребность в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие. Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которые приобретаются в результате сознательного, целенаправленного обучения. С раннего детства ребенка начинают обучать пользоваться «по-человечески» предметами домашнего обихода. Он начинает подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотив может быть органическим, функциональным, материальным, социальным и духовным. Тип деятельности определяется по доминирующему мотиву. В1 качестве цели выступает ее продукт. Он может быть физическим предметом, определенным типом знания, умения, навыка, а также творческим результатом. Предметом деятельности назы-ваютто, с чем она непосредственно имеет дело. Для научной деятельности это знание, для трудовой — материальный продукт. Всякая деятельность имеет структуру. В ней выделяют обычно действия и операции как основные составляющие деятельности.

У человека имеется множество различных видов деятельности. Они соответствуют человеческим потребностям. Основные виды деятельности:

1) общение — деятельность, возникающая в процессе индивидуального развития человека. Оно направлено на обмен информацией между людьми, установление взаимопонимания, оказание влияния и взаимопомощи. Может быть:

а) непосредственным (предполагается прямой контакт друг с другом);

б) опосредствованным (не предполагает прямого контакта между людьми; обмен информацией происходит через других людей, книги, телевидение и др.);

в) вербальным;

г) невербальным;

2) игра — такой вид деятельности, в результате которого не производится никакой материальный или идеальный продукт. Игра часто служит для отдыха и имеет характер развлечения. Она является реальной деятельностью, в процессе которой решаются конкретные задачи, но в то же время носит условно-символический характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации. Виды игр:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Нарративный анализ национальной идентичности
История исследования национальной идентичности характеризуется взаимно изолированным развитием двух направлений - историко-социологических исследований наций и национализма и кросс-культурной психологии. Первое из этих направлений, опира ...

Понятие общих способностей
Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Несмотря на это, термин «способности» многими психолога ...

Взаимное восприятие – открытость и доверие
Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или меша ...