Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах
В качестве критериев иногда используются происшествия и несчастные случаи для выявления предрасполагающих к ним свойств индивидуальности (Кулагин, 1984, с. 41-42).
Выбор прогностических признаков.
К прогностическим относятся признаки, которые используются для прогноза будущих значений целевых признаков. При организации психологического отбора в правоохранительные органы в этом качестве выступают индивидуально-психологические особенности сотрудников. Именно по этим особенностям психолог может предсказать успешность или неуспешность овладения соответствующей специальностью.
Поэтому вначале следует провести профессиографический анализ конкретной профессиональной деятельности, целью которого является определение требований, которые она предъявляет к индивидуально-психологическим особенностям. Итог анализа сводится к составлению профессиограммы данной профессиональной деятельности. Затем посредством изучения результатов прогнозирования индивидуально-психологических особенностей сотрудников составляется психограмма специалиста как основная часть профессиограммы, содержащая требования, которым должен удовлетворять специалист соответствующей профессии. Исходя из этих требований, отбирают психодиагностические методики для исследования индивидуально-психологических особенностей кандидата на службу. Методики выбираются таким образом, чтобы они по возможности равномерно «покрывали» все профессионально значимые качества. Этот момент является принципиальным: если не будет найдено достаточное число информативных психологических методик, то нельзя будет решать задачу прогноза отбора (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 12).
Построение модели сочетания независимых характеристик.
Успешность любой профессиональной деятельности всегда зависит от множества психологических качеств. Причем, эти качества отличаются определенной самостоятельностью и должны специально подбираться таким образом, чтобы отразить разносторонний характер профессиональной деятельности. Когда характеристики многочисленны и не согласованы, нельзя предложить стандартный способ отбора кандидатов, если не прибегнуть к идее сведения большого числа разных характеристик личности в одну или, по крайней мере, в небольшое число интегральных оценок, обобщенно характеризующих психологическую пригодность кандидатов на службу в правоохранительный орган.
Эта идея – обычный прием в самых разных исследованиях, когда решение строится путем анализа большого числа признаков (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 13).
Практическая схема организации отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.
Практическая сторона обора включает в себя три аспекта:
проведение психологического обследования;
обработка результатов обследования;
принятие решения о пригодности кандидата на службу в правоохранительный орган.
Проведение психологического обследования.
Обследование кандидатов осуществляется в ходе их оценки экспертами, диагностической беседы с ними, решения ими модельных ситуаций, а также с помощью тестов. При проведении обследования должны быть соблюдены два непременных условия: мотивированность и стандартность
Мотивированность – необходимое условие любого обследования. Без обеспечения положительного отношения к данной процедуре испытуемого и его заинтересованности в результатах обследования психологу невозможно получить достоверную психологическую информацию. Поэтому важно создать во время обследования непринужденную, дружелюбную и комфортную обстановку.
Не менее важно требование стандартности, неизменности процедуры обследования. Требование стандартности относится к внешним условиям и методам проведения обследования. Они должны быть совершенно одинаковыми во всех обследованиях. Даже небольшие изменения в процедуре обследования могут повлиять на полученные результаты (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 16).
Рекомендуем к прочтению:
Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинк ...
Статус ребенка в школьном коллективе
Школьный класс является центром жизни для ребят. Как правило, это значимая группа для многих учеников, т.к. здесь ребята имеют огромный полигон для разнообразного рода самоутверждения: как в деловых, так и в личных взаимоотношениях. Л.И. ...
Исследовательские методы науки о конфликте
С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих ме ...