Представления о социальной ответственности бизнеса
В последнее время остро стоит вопрос о возврате долгов российского бизнеса обществу. Сам бизнес считает социальную ответственность формой проявления определенной зрелости, расширения границ своего дальнейшего развития. Свойственна ли такая позиция определенной части бизнеса или же является исключительной для определенной группы бизнесменов?
Роберт Вуд, глава крупной торговой компании США «Сирс» в годовом отчете своей компании с гордостью приписывает управлению «ту широкую социальную ответственность, которая не может быть представлена математически, но все же имеет первостепенное значение». К сожалению, у нас в стране, несмотря на то, что бизнес разворачивается масштабно в 21 веке, такую яркую этическую позицию встретить трудно. Более того, Милтон Фридмен, лидер современной доктрины, которая легла в основу российских реформ, считает, что существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли. Несмотря на острую актуальность обсуждаемой нами проблемы, исследований ее в психологии крайне мало. Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время ведутся лишь теоретические дискуссии о содержании этого понятия: что оно должно включать в себя, кто должен определять приоритеты социальной ответственности, оправданы ли социальные затраты на человеческие ресурсы и какую отдачу они принесут основному бизнесу компаний.
Исследование и решение данной проблемы, с нашей точки зрения, должно начинаться с изучения представлений, как широких социальных слоев населения, так и самих представителей бизнеса о социальной ответственности бизнеса. Представления о социальной ответственности бизнеса не только являются механизмом социального познания, но и детерминируют коммуникации в группе и поведение ее членов, способствуют интерпретации фактов (С. Московичи).
Социальная ответственность бизнеса и бизнесмена многогранна и, вероятно, должна распространяться и на наемный персонал, партнеров по бизнесу, социальное развитие региона, на общество в целом. При этом, с нашей точки зрения, чтобы корпорации или средний бизнес был социально ответственным, важна не только позиция самих бизнесменов относительно роли бизнеса в обществе, но и позиция и представления потребителей продукции или услуг бизнеса, т.е. широких социальных кругов.
Для проведения исследования использована модифицированная методика Х. Азумы и К. Кашиваги в адаптации М.И. Воловиковой.
Для выявления статистических закономерностей применялся факторный анализ. В выборку вошли предприниматели среднего бизнеса в количестве 46 человек. (24 мужчины и 22 женщины.) Проведённое исследование позволило формулировать некоторые предварительные выводы: 1.У предпринимателей среднего и малого бизнеса представления о социальной ответственности бизнеса находятся в зачаточном состоянии, не дифференцированы, скорее отражают стереотипные представления об обязанностях бизнеса в обществе, закреплённых законодательством.
2. Факторный анализ позволил выделить четыре прототипа социально ответственного омского предпринимателя мелкого и среднего уровня: «создаёт большое количество рабочих мест», «предоставляет льготы своим работникам», «предоставляет социальный пакет», «производит отчисления в пенсионный фонд, соблюдает ТК РФ».
3.Факторы представлений, выделенные в работе, показывают сочетание противоречивых дескрипторов, входящих в фактор, что может свидетельствовать о противоречивости социального мышления предпринимателей, либо о незнании и непонимании сути социальной ответственности бизнеса.
4.Выделенные факторы представлений о социальной ответственности бизнеса, характеризуются крайней «бедностью» по содержанию, стереотипностью, отсутствием сущностных характеристик социально -ответственного бизнеса.
5 Некоторые испытуемые отказались отвечать на вопросы методики, мотивируя свой отказ либо незнанием, что такое социальная ответственность бизнеса, либо тем, что не разу не пользовались услугами компаний, которые можно назвать социально-ответственными. Данный факт указывает на крайне низкий уровень осознания социальной ответственности бизнеса и крайне низкой информированности предпринимателей в этом вопросе.
Рекомендуем к прочтению:
Особенности эмоционального реагирования
Многие исследования убедительно показывают, что депривация различных видов (сенсорная, когнитивная, эмоциональная, социальная) ведет к развитию депрессии, тревоги, страхов. Такая картина наблюдалась в условиях Крайнего Севера (по данным Л ...
Постановка проблемы и организация её исследования
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в п ...
Социально – психологическая сущность религиозного утешения
Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Материалистический его анализ предполагает, в частности, выяснение тех социальных причин и условий, которые рождают потребность в нем. Для социологии религии важно изучение со ...