Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления

Общая психология » Психологическое консультирование родителей младших школьников » Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления

Страница 3

1. По повышению самооценки ребенка;

2. По обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

3. По отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо постепенно и последовательно.

Критерии по выявлению тревожного ребенка.

1. Не может долго работать не уставая;

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то;

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство;

4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован;

5. Смущается чаще других;

6. Часто говорит о возможных неприятностях;

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке;

8. Жалуется, что снятся страшные сны;

9. Руки обычно холодные и влажные;

10. Нередко бывает расстройство стула;

11. Сильно потеет, когда волнуется;

12. Не обладает хорошим аппетитом;

13. Спит спокойно, засыпает с трудом;

14. Пуглив, многое вызывает у него страх;

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается;

16. Часто не может сдержать слезы;

17. Плохо переносит ожидание;

18. Не любит браться за новое дело;

19. Не уверен в себе, в своих силах;

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Работа с родителями.

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать не малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Исследования специалистов показывают, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с психологом. Так, иногда, «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка. Чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Студенческое самоуправление как педагогическая проблема
Переход к рыночной системе хозяйствования предполагает и реформирование всей системы воспитания. Можно ожидать, что во всех направлениях образовательной деятельности (в том числе и воспитательной) будет происходить переход: с субъектно-об ...

Обзор научных разработок в психологии поведения
Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив по­давляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведе­ние», пришел ...

Концепция личности А. Ф. Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психол ...