Заключение

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п.

Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. А между тем тревожность, в том числе и школьная, – это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению – это и работа по психопрофилактике невроза, что подтверждает актуальность проведенного исследования.

Достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, снижение самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью.

Проведенная диагностика на основе использованных нами методик позволила с большей точностью установить причины тревожности и проблемные места в мировосприятии детей и их родителей. На основе полученных результатов нами была разработана методика по устранению тревожности младших школьников.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.

2Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.

3Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа.

Нами проведена экспериментально-исследовательская работа по консультированию родителей младших школьников, испытывающих тревожности.

Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СОШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их родителей с целью изучения особенностей развития детско-родительских отношений в семье и выявления причин детской школьной тревожности.

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

- рисуночный тест;

- методика «Неоконченные предложения».

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями использованы следующие методы:

анкетирование;

тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Метод рисунка выявил тревожность абсолютно у всех испытуемых. Методом неоконченных предложений в частности, было выяснено, что вызывают тревожность именно те моменты школьной жизни, которые напрямую связаны с дисциплиной (появление в классе до звонка, своевременное и правильное приготовление к уроку, необходимость выполнять домашние задания и т.д.). Значительное волнение вызывает факт получения оценки, особенно низкой, не сложившиеся отношения с одноклассниками.

Для преодоления школьной тревожности у учащихся 1 класса можно рекомендовать следующее:

Смягчить, снизить уровень потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворенности – неудовлетворенности, но и потому, что гипертрофированные потребности, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности, общения.

Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки более высокого уровня позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива. Тогда дети смогут свободно выбрать продуктивные формы.

1. Учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, максимально «укрепить» конкурирующие образования.

2. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

Проведенная диагностика на основе использованных нами методик позволила с большей точностью установить причины тревожности и проблемные места в мировосприятии детей и их родителей. На основе полученных результатов нами была разработана методика по устранению тревожности младших школьников.

В результате констатирующего эксперимента мы получили результаты, на треть превосходящие результаты констатирующего эксперимента, на основе чего смогли подтвердить справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Рекомендуем к прочтению:

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Одной из важнейших составляющих психолого-педагогической диагностики в школе является диагностика умственного развития учащихся. В связи с большой практической значимостью данной проблемы ей посвящены работы многих зарубежных и советских ...

Методы сурдопсихологии
Специфика методов сурдопсихологии обусловлена фактором на­рушенного слуха, замедленным и своеобразным речевым развити­ем у детей. Кроме того, как сообщалось выше, среди детей с нарушениями слуха встречается немало таких, которые имеют и д ...

Психологическое отношение к государственным расходам
Эмоциональное отношение человека к бюджетным расходам государства относительно скромнее его реакции на налоговую процедуру. Это и понятно: человек всегда более обостренно воспринимает потерю своего блага по сравнению с его получением, что ...