Детско-родительский опыт
Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость – супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» (Т.И. Дымнова, 1996).
Такие компоненты родительского отношения как ценность родительства, ценность ребенка, целый ряд поведенческих и эмоциональных реакций по отношению к детям, даже желание иметь определенное количество детей, формируются под действием той модели, которая принята в данной культуре и воспринята конкретным индивидуумом.
Процесс становления родительского отношения связан с двумя основными периодами – до рождения собственного ребенка и после его рождения. Первоначально основными механизмами формирования родительского отношения являются интериоризации моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителем того же пола. При этом период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущие родители сначала бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогут вести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать. В дальнейшем основным механизмом формирования родительского отношения является сопоставление образа идеального родителя (Я-идеальное) с представлениями о себе как о родителе (Я-реальное), результаты сравнения могут оказывать влияние на все компоненты родительского отношения.
Респонденты отмечали, что главные изменения, произошедшие в их жизни с рождением ребенка – это «появление настоящей семьи», «наш брак превратился в семью» и т. д. Для мужчин, как мы и предполагали, значимо более важным, чем для женщин (23,3% и 0%, соответственно) являются мотивы самоизменения – желание продолжить свой род, реализоваться в ребенке. Пытаясь определить ценность ребенка в данный момент, отцы чаще говорят, что ребенок – их частица, продолжение, просто «мой ребенок». Таким образом, мотив, связанный с отношениями с партнером, является наиболее значимыми как для мужчин, так и для женщин, при этом для женщин этот мотив - безусловный лидер, а для мужчин также очень значимыми являются мотивы из группы, которую мы условно назвали «мотивы самоизменения».
Интересно, что модели материнства и отцовства отличаются скорее функционально, нежели по личностным характеристикам. Оказалось, что мать должна давать ребенку любовь, заботу, ласку и понимание, а отец – защиту, чувство безопасности образование и материальное обеспечение. Причем, так считают и мужчины, и женщины. Функции отца и матери разнятся, выступают как взаимодополняющие друг друга, их личностные характеристики во многом схожи.
Таким образом, воспитательная среда оказывает влияние на формирование психологической готовности юношей к отцовству.
В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, юноши имеют более реалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.
Юноши из неполных семей в целом характеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству. Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность, а также сочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей склонны к чрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости.
С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь "требовательная", условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь, в отличие от материнской, не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Ребенку надо очень постараться, ведь он должен соответствовать каким-либо идеальным социальным требованиям, отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности, которые может быть не были реализованы самим отцом. И тогда ребенок может заслужить отцовскую любовь. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В своем ребенке отец видит возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Рекомендуем к прочтению:
Особенности профессионального профиля мышления
В одних исследованиях профессиональное мышление определяется как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности, в других - как определенный тип ориентировки специалиста в предмете своей деятельности. Первый по ...
Самосознание личности
Сознание человека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл пр ...
Психологический портрет старого человека
Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старо ...