Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов

Общая психология » Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов » Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов

Страница 1

Наиболее приоритетной является для всех студентов профессиональная жизненная сфера, она оценивается большинством студентов в 4 балла (из 5) почти по всем жизненным ценностям. Особенно выделяют в этой жизненной сфере у дизайнеров: «развитие себя», «сохранение индивидуальности», которым дают максимально возможную оценку в 5 баллов. Кроме того, студенты инженерных специальностей оценивают в 5 баллов «материальное положение». Минимальная ценность приписывается «физическому развитию» (в среднем 2,3 балла).

На младших курсах (1-2) почти никто из студентов не работает по специальности, но большая часть планирует по ней работать в будущем. К старшим курсам (5-6) приблизительно две трети студентов работают по специальности и многие планируют это в дальнейшем. Корреляционный анализ показал, что у всех студентов младших курсов все жизненные ценности являются равнозначными и взаимосвязанными между собой. На старших курсах взаимосвязи жизненных ценностях изменяются по-разному у студентов разных специальностей.

Рассмотрим отдельно профессиональные группы.

МЕНЕДЖЕРЫ: 1. У всех студентов, независимо от пола и возраста, высока ценность образования (4-5 баллов). Относительно велика ценность семьи (в среднем 4 балла), но все студенты младших курсов и женщины 5 курса единодушны в своих оценках (разброс данных близок к 0), а у мужчин 5 курса наблюдается значительный разброс данных. Аналогичные данные были получены по отношению к образованию: на 1 курсе разброс мнений практически отсутствует, на 5 курсе он довольно велик и у мужчин, и у женщин (указанные различия статистически значимы ρ≤0,005).

Из жизненных ценностей максимальную оценку получают материальные (5 баллов), а так же «сохранение индивидуальности» и «духовное удовлетворение». Близки к ним «развитие себя» и «личные достижения» (4 балла). Наименьшую оценку имели «креативность» и «престиж» (в среднем 2,6 балла, указанные различия статистически значимы ρ≤0,005). При этом, на 1 курсе в оценке «развития себя», «духовного удовлетворения» и «креативности» наблюдается существенный разброс мнений, на 5 курсе мнение становится более однородным.

К пятому курсу приблизительно половина студентов работает по специальности, в связи с этим формируется система жизненных ценностей. У мужчин-менеджеров в ее центре – «материальное положение» и «креативность», которые коррелируют между собой. При этом «материальное положение» связывается с «сохранением индивидуальности» и «социальными контактами», а «креативность» - с «развитием себя», «духовным удовлетворением» и «престижем».

У девушек-менеджеров 5 курса структура ценностей иная. Центром структуры жизненных ценностей является «духовное удовлетворение», которое коррелирует с «креативностью» и «престижем». «Достижения» связаны с «материальным положением» и «креативностью».

В отличие от менеджеров, ПСИХОЛОГИ старших курсов практически не работают по специальности, и мало кто планирует это в будущем. У них нет чёткой структуры ценностей, только «материальное положение» мало связано с другими ценностями (которые являются практически равнозначными).

Студенты ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей также на старших курсах мало работают по специальности и мало планируют работать по ней в дальнейшем. У них максимальную значимость имеет «материальное положение» и оно же коррелирует со всеми другими ценностями (результат противоположный психологам того же возраста).

У ДИЗАЙНЕРОВ старших курсов мало кто работает по специальности, но практически все планируют это в будущем. Из жизненных ценностей центральными являются «креативность», «собственный престиж» и «достижения». При этом «материальное положение» не связано ни с одной ценностью.

Проблема основывается на двух теоретических конструктах: эмоциональный и социальный интеллект. Эмоциональный интеллект Бар-Он определяет как совокупность некогнитивных способностей, знаний и умений, которые влияют на способность человека достигать цели, справляясь с требованиями и давлением окружающего мира. Социальный интеллект Дж. Гилфордом определяется как система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Сон родился в тепле
Считается, что сон появился вместе с терморегуляцией. Большая часть млекопитающих приспособилась к жизни путем организации терморегуляции (некоторые исследователи связывают это с великим оледенением). В отличие от холоднокровных животн ...

Женские инструменты руководства
Как показывают многочисленные исследования причин краха малых предприятий, в 98% случаев это вызвано слабостью руководства. В 2% случаев крах предприятия вызван причинами, не зависящими от людей. (Дэвид Бэнгс) Можете ли Вы одновременно б ...

Власть - это ценный козырь
Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения. (Томас Карлейль) Мужчинами, как правило, власть всегда воспринимается положительно. Независимо от того, идет ли речь о политике или экономике, им всегда есть что ...