Три зоны контакта с миром
В гештальт-терапии принято выделять три зоны контакта с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собственного тела (напряжение мышц, ком в горле или тяжесть в желудке, поза, в которой человек сидит или стоит, головная боль, жажда, утомление); внешнюю — ощущение и осознание свойств окружающей действительности (серые камни на зеленой траве, визг автомобильных тормозов, запах мокрой одежды в метро в дождливый день, ссутуленные плечи идущей навстречу девочки) и среднюю — зону воображения и фантазии, а также многочисленных мысленных игр, играя в которые с самим собой, человек неизбежно проигрывает.
Когда человек говорит "Мне холодно" или "Я вижу твою улыбку", он находится соответственно во внутренней или во внешней зоне. Но когда он говорит "Я вижу твою ехидную (теплую, издевательскую, дружескую, идиотскую, нахальную, ласковую, виноватую и т.п. — до бесконечности) улыбку", то он уже в средней зоне, в зоне интерпретации, и главным становится не то, что он видит на самом деле (улыбка), а его страхи, фантазии, предубеждения, ожидания или оценки. Он сам делает улыбку ехидной, идиотской или дружеской, и ведет себя соответственно тому, что сделал.
Как правило, убеждать его, что улыбка на самом деле была теплой, а не издевательской — напрасный труд: он лучше знает, что за штучка его собеседник. Они еще не успели поздороваться, а уже враги. Фраза "Я ее насквозь вижу" фактически означает, что в поле зрения говорящего вообще никого нет — кроме его собственных предубеждений или невротических установок, разумеется. Насквозь можно видеть лишь через прозрачную пустоту.
Средняя зона — это не только пространство, в котором существуют свойственные нам страх и предубеждение, зависть и гордыня, но также и арена мысленных игр — более продолжительных фантазий на тему "Какой я плохой", "Если бы не ты", "Везет, как утопленнику" и любимейшей — "Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна".
Сознавание и контакт являются условием активной и полноценной жизни и удовлетворения человеческих потребностей. Целостный акт жизненной активности, цикл опыта, согласно взглядам Перлза, представляет собой непрерывный процесс созидания и разрушения гештальтов. Гештальт — это целостная структура, описывающая единство и взаимозависимостью потребностей личности, ее собственной активности и окружающей среды. В гештапьт-терапии принята гомеостатическая модель личности, согласно которой удовлетворение потребностей необходимо для восстановления равновесия в системе "организм-среда". Дополненная принципом холистичности (целостности), который утверждает неразрывное единство и взаимозависимость тела и психики, эта модель рассматривает жизнедеятельность здоровой личности как непрерывную цепь контактов с окружающей реальностью. В ходе последних восприятие под влиянием доминирующей потребности выделяет главное (фигура) и второстепенное (фон), а удовлетворение потребности завершает гештальт. С возникновением очередной потребности этот цикл повторяется.
Перлз подчеркивал значимость телесных аспектов личности и был против их разделения, так называемого mind-body split—"расщепления на тело и дух", указывая на изначальную целостность человеческой природы. Его ученик, основатель Парижской школы гештальта Серж Женжер, иллюстрирует многомерность и целостность гештальт-подхода с помощью пентаграммы измерений человеческой активности:
Рекомендуем к прочтению:
Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
«Каждый из видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого из них свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менее специф ...
Основные типы межличностных конфликтов и их развитие
Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализ ...
История зарождения сомнологии
Сомнология (наука о сне) - бурно развивающаяся область нейробиологии, имеющая исключительно важные теоретические и прикладные аспекты. Её девизом можно считать слова крупнейшего сомнолога второй половины ХХ века Мишеля Жуве (Франция, 1925 ...