Разработка программы профилактики психологического здоровья у детей.

Общая психология » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Разработка программы профилактики психологического здоровья у детей.

Страница 1

Понимание проблемы здорового образа жизни как важнейшей не только научной, но и практической, пришло еще из Древней Греции, из трудов Гиппократа и Платона. В последние годы во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. В связи с этим чрезвычайно важно искать новые пути формирования здорового образа жизни детей, так как именно в этот период у ребенка происходит формирование основных навыков здоровья.

Учитывая, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, можно говорить о состоянии здоровья как о динамичном процессе, который также улучшается или ухудшается в зависимости от возраста, среды обитания, экологической ситуации и т.д.

Здоровье ребенка зависит от биологических возможностей (наследственных и приобретенных), социальной среды, природно-климатических условий.

Концепция дошкольного воспитания, которая ориентирует на формирование общечеловеческих ценностей, ставит задачу личностного развития ребенка, способного строить свои отношения с окружающей средой с учетом ее законов, относиться к своему здоровью осознанно.

Анализ теоретической и методической литературы позволяет утверждать, что понятие «здоровый образ жизни» рассматривается в разных аспектах, и его трактовка лишена однозначности (М.В. Акимов, М.Я. Виленский, Е.К. Петровская, Г.А Пичко). В своем исследовании мы использовали точку зрения Е.К. Петровской, которая под здоровым образом жизни понимает соблюдение и привычное выполнение определенных правил, которые обеспечивают гармоничное развитие человека, высокую трудоспособность, душевное равновесие, здоровье.

Изучая вопросы формирования здорового образа жизни необходимо говорить о физической активности, которая рассматривается нами как телесная и двигательная. В настоящее время прослеживается снижение уровня двигательной активности у детей, несоответствие ее уровня потребностям растущего организма, информационная и эмоциональная перегрузка детей, отсутствие навыков здорового образа жизни.

Физическая культура в единстве с трудовой, а особенно на природе обеспечивает постоянное пребывание на свежем воздухе и формирует двигательную культуру, активность, телосложение, осознанно-положительное отношение к природе и труду.

С целью укрепления психологического здоровья, создания условий для самоактуализации детей целесообразно осуществлять систему работы по оптимизации взаимоотношений в детской группе, эмоционального состояния детей, формированию у них позитивной «Я-концепции». Данная система включает в себя игро-, арт-, сказкотерапию, создание «ситуаций успеха» в различных видах деятельности (преимущественно игровой)и др.

Игротерапия может состоять из различных видов игр: сюжетно-ролевой, режиссерской, подвижной, игры-драматизации. Именно в игре заложен основной потенциал возможностей творческого развития ребенка, освобождения от негативных эмоций (Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, Г.Л. Лэндрет, S.R.Cosby и др.). В совместных играх дети учатся взаимодействовать, сотрудничать. В играх-драматизациях. сюжетно-ролевых и режиссерских играх с целью освобождения детей от травмирующих их страхов обыгрываются ситуации, которые в реальной жизни вызвали бы страх А.И. Захаров, О.А. Карабанова, С.С. Кравцова и другие специалисты в области игротерапии рекомендуют придерживаться следующей последовательности: обыгрывание начинать с условных, нереальных ситуаций, затем постепенно сюжет может приобретать более реальный характер. Тревожным, боязливым детям предлагаем сперва роли героев, вызывающих у них страх, беспокойство (Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Дракона. Динозавра, Вампира и др.), а гиперактивным детям - роли персонажей, боящихся Бабы-Яги, Змея Горыныча и др. Постепенно тревожные дети подготавливаются к разыгрыванию ролей персонажей, изначально боявшихся Бабы Яги, Дракона и др. Так с помощью метода десенсибилизации в игре, в относительно безопасной ситуации, дошкольники освобождаются от негативных эмоций, страхов[16].

Целесообразно широкое использование сказочной игротерапин. Психологи и Санкт-Петербурга Т.М. Грабенко и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагают осуществлять 2 вида данной терапии: создание сказочного сюжета к уже знакомой детям игре и придумывание игры к сказке. Так, например, с целью оптимизации эмоционального состояния, преобразования деструктивного поведения в конструктивное можно обыграть с детьми сказку «Страна чувств».

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Психологический портрет старого человека
Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старо ...

Проблема человека в психологии
Человек является объектом изучения естественных наук. В основных естественных науках, таких как физиология и биология, в которых изучаются его различные физические данные и параметры, он рассматривается как органическое существо. Социолог ...

Психология поведения предпринимателя
Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ­ков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложен ...