Интернет-зависимость
Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD)[3].
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line" [4].
Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме[3].
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
1. Навязчивое желание проверить e-mail.
2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Другие ученые дополнили этот список:
1. Сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором.
2. Вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы.
3. Потеря ощущения времени on-line.
4. Более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече.
5. Постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей сессии.
6. Игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет.
7. Невозможность сократить время пребывания в Интернете;
8. Пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в Интернете.
9. Вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности.
10. Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер.
11. «Тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия супруга или других членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины.
12. Отрицание наличия зависимости [5].
Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); "информационную перегрузку", т.е. компульсивную (от англ.: compulsive - непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными; зависимость от "киберсекса", т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях "для взрослых" [3].
Рекомендуем к прочтению:
Методики, применяемые при психологическом консультировании
Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются:
1. патогенетическая психотерапия
2. рациональная психотерапия
3. логотерапия
4. психология самореализации
5. позитивная психоте ...
Постановка проблемы и организация её исследования
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в п ...
Младенческий возраст
Психическое развитие в младенческом возрасте (новорожденность и младенчество). Новорожденность
. (0 – 2,5 мес.). I
-ый кризис
. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены к дискретной, во ...