Психологические основы трудовых взаимоотношений
В структуре характера обычно выделяют две группы черт. К первой группе черт характера относятся те, в которых выражается отношение человека к действительности, к другим людям, к своей жизни и деятельности, к самому себе. Ко второй группе черт характера относятся волевые черты, определяющие умение и желание управлять своим поведением в соответствии с определёнными принципами. Неспособность управлять своим поведением проявляется в таких чертах, как упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт характера выделяют сильные и слабые характеры.
Решающее влияние на формирование характера оказывает воспитание. Формированию черт характера в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определённое психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой характера.
У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный "перенос" характера, акцентуация характера, в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты. Можно выделить следующие основные типы акцентуации характера:
F Гиперактивный. Человек очень энергичен, самостоятелен, стремиться к лидерству, риску, авантюрам. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Характерно частая смена профессии и места работы.
F Дистимичный. У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента.
F Циклоидный тип. Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъёма и спада настроения. Частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.
F Эмотивный тип. Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Наиболее значительные результаты он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.
F Демонстративный тип. Этот человек стремится быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слёзы, обморок, скандалы. Такого человека угнетает замкнутый круг общения, однообразная работа. Он может проявить себя в работе с постоянно меняющимися кратковременными контактами.
F Возбудимый. У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, возможны - льстивость, услужливость. На них хорошо воздействуют физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.
F Застревающий. Люди с таким типом акцентуации "застревают" на своих чувствах и мыслях. Они не могут забыть обид и "сводят счёты" со своими обидчиками. Эти люди хорошо себя проявляют в работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.
F Педантичный. У этих людей выражена занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью. Для них предпочтительны профессии не связанные с большой ответственностью, "бумажная работа". Не склонны к перемене места работы.
Рекомендуем к прочтению:
Специфика взаимоотношений больного и врача.
Различают 2 типа взаимоотношений в диаде «врач - больной».
Первый тип основан на авторитарно – директивной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию (принцип доминирования), а больной ...
Психопатологические свойства компьютерной зависимости
Патологическая увлеченность компьютерными играми динамично развивается. В среднем для человека требуется не более полугода-года для становления действительным игровым аддиктом. Она поглощает человека, отнимая массу времени на развитие и о ...
Вывод
Итак, мы завершили исследование проблемы психосоматических расстройств у подростков. Главное содержание нашей работы заключается в таких пунктах:
- теоретические аспекты и характеристики подросткового возраста, характеристика исследуемой ...