Культурные факторы возникновения личностного конфликта
Все эти факторы вместе (соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение) в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он все же изолирован. Эмоциональную изоляцию выносить трудно любому человеку, однако она становится бедствием, если совпадает с мрачными предчувствиями и опасениями на свой счет.
Хорни отмечала, что описанная выше ситуация вызывает у нормального современного человека ярко выраженную потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. Удовлетворение потребности в любви способствует тому, что у человека ослабевает чувство изолированности, угрозы враждебного отношения и растет уверенность в себе. Но роль любви переоценивается в нашей культуре, она становится призрачной мечтой, несущей с собой иллюзию, что является решением всех проблем. Любовь сама по себе не иллюзия, несмотря на то что в нашей культуре она чаще всего служит ширмой для удовлетворения желаний, не имеющих с ней ничего общего[5].
Отсюда, по мнению Хорни, человек оказывается перед дилеммой, суть которой в огромной потребности в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее достижения - с другой, что дает обильную почву для развития неврозов.
Те же культурные факторы, влияющие на нормального человека, приводят его к колеблющемуся самоуважению, враждебной напряженности, страшным предчувствиям, порождают страх, усиливают потребность в приносящих удовлетворение личных отношениях. Как результат, не решенные проблемы, приводят к краху чувства собственного достоинства, тревожности, усилению соперничества, деструктивным импульсам.
Хорни указывает на некоторые главные противоречивые тенденции, приводящие к типичным невротическим конфликтам[2]:
1. Противоречие соперничества и успеха, с одной стороны, и любовью и человечностью - с другой. Так с одной стороны, чтобы достичь успеха, а это означает, что человек должен быть не только напористым, но и агрессивным, способным оттолкнуть с дороги. А с другой стороны, человек глубоко впитал христианские идеалы, утверждающие, согласно которым человек должен быть смиренным, подставлять другую щеку, быть уступчивым. Разрешить это противоречие в рамках нормы можно двумя путями, либо всерьез следовать одному из стремлений и отказаться от другого, либо воспринимать оба этих стремления и в результате испытывать серьезные внутренние запреты.
2. Противоречие между стимуляцией потребностей и реальными препятствиями на пути их удовлетворения. По экономическим причинам в нашей культуре потребности человека постоянно стимулируются рекламой (демонстрация образцов потребительства, идеал, быть на высшем уровне). Но для большинства реальное осуществление этого жестко ограничено, как психологическое следствие для человека состоит в том, что он постоянно разрывается между своими желаниями и их осуществлением.
3. Противоречие между свободой человека и всеми его реальными ограничениями. Так общество говорит, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей волей, и что он может получить то, что хочет, если он деятелен и энергичен. А в действительности для большинства все эти возможности ограничены. Здесь выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом (на выбор работы, форм отдыха, друга). В результате человек находиться между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.
Таким образом, Хорни считала, что эти противоречия, заложенные в культуре, и являются конфликтами личности: склонность к агрессивности и тенденция уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. Смысл в том, что нормальный человек должен иметь способности к преодолению этих трудности без ущерба для своей личности. Когда же удовлетворительное решение невозможно, эти конфликты усиливаются до такой степени, что ведет к неврозу[5].
Хорни утверждала, что невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности
Рекомендуем к прочтению:
Направленность личности и специальные особенности
Интересы учащегося разнообразные, но есть и общее направление – это информационные технологии. Увлекается компьютерами, их устройством и программным обеспечением, рядом с кибернетикой его также интересуют вопросы экономики. Настольной кни ...
Характеристика и строение человеческой деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, ...
Юмор как фактор трансформации агрессии в психологии
В рейтинги самых популярных передач на российском телевидении в последние годы неизменно входят передачи юмористического содержания. С точки зрения социальной психологии интересным представляется рассмотрение причин данного факта. Чем объ ...