Психология и Педагогика
Психология и педагогика, как науки имеют большую историю. Начали развиваться с того момента, как человек стал осмысливать себя и стал пытаться передавать знания от одного поколения к другому. Но наиболее быстрое развитие эти науки стали получать сравнительно недавно, не более как 5 веков (со средневековья). В начале прошлого столетья психологическая наука стала привлекать все большее прикладное значение. С ее помощью стали решать вопросы психологического отбора, психологического консультирования, рационализации рабочих мест, профессиографического описания различных видов деятельности. В связи с этим в психологической науке появились такие ее отрасли, как психология труда, психология профессий, психология управления, которая в последующем все больше им больше стала называться психологией менеджмента.
В рамках этих отраслей наук было доказано, что управлять персоналом без опоры на психологические, а также педагогические знания невозможно.
2_
Объектом психологической науки являются все живые существа. В связи с этим в психологической науке есть 2 раздела: зоопсихология (психология животных) и психология человека. Предметом психологической науки в разное время были:
- душа человека (средневековье)
- сознание человека
- поведение человека
- психика человека
- закономерности ее возникновения, развития и функционирования
Предмет этой науки раскрывается на основе теории отражения, согласно которой:
1) в ней и независимо от нас существует объективная реальность
2) эта реальность отражается психикой человека в виде субъективных образов, наших чувств, мыслей, волеизъявлений
3) психика – есть свойство высокоорганизованной материи и прежде всего мозга человека
4) психическое отражение отличается от всех других видов отражения своей активностью, избирательностью, зависимостью от опыта индивида тем, что носит опережающий характер и тем, что может отражать не только то, что происходит в настоящее время, но и то, что было в прошлом и может наступить в будущем
3_
Схематично в строение психики человека можно представить следующим образом. В ней есть:
- основание, которым является первичная система человека (носитель психики).
В психике человека выделяется 3 стороны:
1. экзопсихика – это та сторона психики человека, которая отражает все то, что происходит вне нас
2. эндопсихика – это та сторона психики, которая отражает все то, что происходит внутри нашего организма
3. интеропсихика – это та сторона психики, которая отражает все то что происходит внутри самой психики.
В психики выделяется 3 уровня отражения:
1) уровень осознания
2) уровень подсознания
3) уровень бессознательного психического отражения
Несмотря на то, что объем сознания не большой, он играет решающую роль.
Помимо уровней отражения психики человека выделяются и различные сферы. К основным из них относятся:
1) познавательная сфера (когнитивная)
2) эмоциональная сфера
3) волевая сфера
4) мотивационная сфера
5) психомоторная сфера
Основными свойствами психики человека является:
- вторичность по отношению в материальному миру
- идеальность
- субъективность
- избирательность
- активность
Основные функции психики человека:
1) функция отражения объективной реальности
2) функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека и взаимодействие личности с внешней средой
Если подробнее, то:
1) функция отражения
2) функция формирования субъективного образа отраженной реальности
3) функция целеполагания и планирования своего поведения
4) функция ориентации во внешней среде и адаптирования к ней
5) функция накопления опыта и приобретения знаний, навыков и умений
6) функция побуждения к активности, мотивация действий и поведений
7) функция исполнения принятого решения (функция волеизъявления)
8) функция самопознания и самонастройки своей психики
9)
функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека и т.д.
4_
Психические явления весьма разнообразны по своему содержанию, динамике, и роли по регулированию поведения и деятельности человека.
К основным компонентам психики человека относят обычно:
1) психические процессы, которые разделяются на 3 подгруппы:
- познавательные
- эмоциональные
- волевые
2) психические состояния, которые бывают личностными или ситуативными
3) психологические свойства личности, к которым относят:
- направленность личности
- характер человека
- темперамент
- способности
4) психологические образования в виде знаний, навыков, умений, убеждений, мировоззрений и привычек человека.
Все психические и психологические явления (весь мир психических явлений личности) изучается определенными методами и под руководством принципов в психологии.
Основными принципами изучения психических явлений является:
1) принцип детерминизма (причинной обусловленности психологических явлений)
2) принцип развития (психика человека развивается на протяжении всей жизни)
3) принцип единства сознания и деятельности
4) принцип объективности
5) принцип всесторонности
6) принцип личностного подхода изучения отдельных психических функций человека
7)
принцип справедливости
- Общее понятие познавательной деятельности человека
- Характеристика основных свойств личности
- Общее понятие о педагогике, ее структуре и понятиях
- Воспитание.
Рекомендуем к прочтению:
Рекомендации по оптимизации общения женщин в
мужском коллективе
Очень часто наша судьба зависит от людей, которые вообще не знают, что мы существуем.
Жаловаться на мужчин и чувствовать себя жертвой обстоятельств - это вчерашний день! Что же делать, если хорошо образованную и независимую женщину не пр ...
Психологические аспекты профессионального восприятия в автоматизированных
информационных системах
Эмпирическое исследование заключается в оценке перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС–банкинг. Решение задач по обозначенной проблеме осуществлялось посредством следу ...
Психология как наука
Что же изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые мы называем психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и ...