Изучение личности осужденного.
В рамках активно развивающейся в УИС России психологической службы использование методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях: а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведения осужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.
Таким образом, личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических исследований.
Одним из основных вопросов, который встает при исследовании – чем отличается личность преступника (осужденного) от других граждан, в чем специфика его поведения, что побуждает конкретного человека совершать преступление.
Исходя из имеющегося опыта исследований, нельзя утверждать, что преступное поведение является результатом только лишь негативного влияния среды, окружающего мира, а сам человек ни при чем. То есть, внешние условия не напрямую порождают преступное поведение.
Развиваясь, личность рано или поздно становится самостоятельным и активным фактором, который может избирательно реагировать на воздействия среды. То есть человек начинает выбирать или усваивать только те стимулы, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Человек как личность – это продукт не только средовых воздействий, но и результат собственного развития. Так, два человека, будучи воспитанными в одинаковых условиях, в одной социальной среде могут проявлять себя в общении, поведении, способностях совершенно по-разному.
Таким образом, успешное предупреждение преступлений возможно лишь при комплексном подходе к личности осужденного. С одной стороны, именно личность является носителем причин совершения преступления, основным звеном всего механизма преступного поведения, с другой стороны, необходимо учитывать условия в которых эта личность развивалась, влияние конкретной ситуации[2].
Знание психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осужденному.
Изучение личности осужденного способствует профилактике нарушений со стороны отрицательно настроенных осужденных, формированию положительной психологической атмосферы в коллективе осужденных, повышению эффективности деятельности самодеятельных организаций.
Зная прошлое и настоящее осужденных, анализируя их отношение к совершенному преступлению, к наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, к окружающим людям, психолог прогнозирует поведение осужденного как во время отбывания наказания, так и после освобождения.
В настоящее время исследования в области пенитенциарной психологии идут в направлении типологизации и изучения отдельных категорий осужденных. В исправительных учреждениях представляет особый интерес изучение вновь прибывших в исправительное учреждение, освобождающихся условно-досрочно, имеющих право передвижения без конвоя, состоящих на профилактическом учете, перемещаемых на строгие или улучшенные условия содержания и др. Каждая из перечисленных групп требует особого внимания и дифференцированного подхода.
Таким образом, если основная цель изучения личности осужденного – подбор индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, то основная миссия пенитенциарных психологов – изменить криминальную направленность осужденных, прервать порочный круг преступлений, не допустить повторных правонарушений или, по крайней мере, снизить уровень отрицательного влияния криминальной среды на конкретного человека.
Рекомендуем к прочтению:
Компетентностный подход в образовании
Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленного на создание условий для успешной адаптации подрастающего поколен ...
Понятия "личность", "человек",
"индивид" их отношения
Личность, понятие многообразное. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают ...
Структурные компоненты профотбора
Проблема жизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXI века. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследования зиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. В рамка ...