Обонятельные ощущения
Вообще, ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Обонянием называется способность ощущать и различать пахучие вещества (например, запах пищи).
Обонятельные ощущения относятся к дискантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих человека предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости, а корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной части. Раздражителями органа обоняния являются летучие вещества, которые обладают запахом. Это те вещества, которые могут проникать в обонятельную область как снаружи, т.е. через ноздри, так и из носоглотки. Следовательно, пахучие вещества в виде, например, пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и распространяются через носоглотку в полость носа. В формировании обонятельного ощущения участвуют также рецепторы слизистой оболочки полости рта. К ним относятся тактильные, температурные, болевые рецепторы. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными, но существуют смешанные вещества, раздражающие также и другие рецепторы. Таким образом, обонятельный анализатор играет роль в определении свойств вещества, не только находящегося на том или ином расстоянии от человека, но и попавшего в рот человека.
Следует отметить, что обоняние у одного и того же человека может колебаться в достаточно широких пределах. При длительном контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой наблюдается адаптация, т.е. понижение обонятельной чувствительности. Время адаптации у разных людей к различным запахам неодинаково. С повышением концентрации веществ оно уменьшается, поэтому люди, имеющие дело с сильно пахучими веществами, достаточно быстро привыкают к ним и престают их ощущать. Но полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другим.
У современного человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у отдаленных его предков, так как у здорового человека ориентировочную функцию выполняют прежде всего зрение и слух. Но при поражении зрения и слуха обоняние наряду с оставшимися неповрежденными анализаторами приобретает особо важное значение. Например, слепоглухие пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением, т.е. определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.
Знания об окружающем мире человек получает при непосредственном контакте с самим окружающим миром. Информацию человек черпает не только через ощущения, но и через восприятия. Следовательно, обе эти формы представляют собой единый, целостный процесс чувственного познания. Части данного процесса взаимосвязаны, но каждая из них имеет свои отличительные особенности. Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, такой как процесс отражения предметов в целом, в общей совокупности их свойств. В противном случае познание окружающего мира окажется невозможным.
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их. на органы чувств. Другими словами, восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
Если в результате ощущения человек получает знания лишь об отдельных качествах предмета, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в цельный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Говоря другими словами, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.
Восприятие — это не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе этой деятельности человек познает окружающий мир и обследует воспринимаемые объекты. Важной составной частью деятельности восприятия являются движения. К ним относятся движения глаза при рассматривании предмета, движения руки, когда она ощупывает какой-либо предмет или совершает манипуляции с данным предметом и т.д. Следует отметить, что, например, без движения глаза не происходит зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться полной неподвижности глаза, то глаз престанет видеть объект. Огромное значение в протекании процесса восприятия имеет и речь, иными словами, называние, т.е. словесное обозначение предмета. Например, бывают случаи, когда внешние признаки предмета не очень невыраженные или очень изменчивые, это не позволяет сразу же опознать данный предмет. В таком случае словесное обозначение предмета может вызвать образы, которые дадут возможность достаточного быстро узнать, определить данный предмет.
Рекомендуем к прочтению:
Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни – это активность личности, но психологическая сущность этой активности не уточняется. Тем не менее, некоторые исследователи признают, что успех разработки психологической концепции смысла жизни в первую очередь зависит ...
Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Одной из важнейших составляющих психолого-педагогической диагностики в школе является диагностика умственного развития учащихся. В связи с большой практической значимостью данной проблемы ей посвящены работы многих зарубежных и советских ...
Особенности поведения в семейной жизни
В семейной жизни у большинства людей к этому времени также происходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями ...