Понятие, особенности и классификации обыска
В уголовно-процессуальном законодательстве не закреплено понятия обыска. Обыску посвящена статья 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но в ней раскрываются только основания и порядок производства этого следственного действия.
В литературе встречается много определений обыска.
Обыск – неотложное следственное действие по отысканию и принудительному изъятию скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления[1].
Встречается и более развернутое понятие: обыск – следственное действие, целью которого является принудительное отыскание орудий преступлений, предметов, являющихся объектами преступного посягательства, или запрещенных к обороту, ценностей, на которые может быть наложен арест в целях обеспечения возможного гражданского иска, а также документов и иных носителей информации относительно обстоятельств, имеющих значение для дела[2].
С точки зрения психологического объяснения обыск характеризуется следующими психологическими особенностями:
1. Данное следственное действие происходит в ситуации противодействия со стороны лиц, у которых оно производится.
2. В ходе обыска осуществляется активная поисковая деятельность, направленная на обнаружение предметов и фиксации места их расположения.
3. Обыск требует от лиц, его производящих, особых нравственных требований по отношению к своему поведению.
Нет в этическом плане более сложного следственного действия, чем обыск.
Помимо действующих классификаций обыска по уголовно-процессуальным и криминалистическим основаниям необходимо выделить наиболее значимые с точки зрения юридической психологии виды обыска.
По осуществлению противодействия. В ходе производства обыска обыскиваемый зачастую препятствует его проведению. В зависимости от индивидуальных качеств, предъявленного обвинения и других факторов это противодействие может быть активным и пассивным. К активному противодействию можно отнести провокационные действия, направленные на дискредитацию обыскивающих лиц, выведение их из состояния психического равновесия. К пассивному противодействию относят якобы способствование проведению обыска, а на самом деле введение обыскивающих в заблуждение относительно размещения и назначения предметов обстановки. Также может быть проявлена мнимая заинтересованность в успешном проведении обыска, с целью отвлечения внимания от нахождения предметов обыска. Обыскиваемый может сознательно сформировать у обыскивающего ошибочное представление о бесперспективности следственного действия демонстрацией большого объема помещений или количества различных вещей.
С точки зрения предвидения возможности проведения обыска[3]
также выделяются две ситуации: когда производство обыска является полной неожиданностью для обыскиваемого и когда есть основания предполагать, что обыскиваемый предполагал производство обыска и заблаговременно готовился к его проведению. Первая типичная ситуация не представляет сложности для обыскивающего лица. Фактор внезапности не позволяет осуществить тщательное запрятывание предметов обыска. Следователю необходимо лишь скрупулезно исследовать объект самого обыска и не допустить уничтожения и перепрятыва-ния вещей. Вторая типичная ситуация предполагает более сложный этап подготовки к данному следственному действию, с получением информации о личности обыскиваемого лица и о помещении, в котором будет производиться обыск.
Успех обыска наряду со многими факторами определяется рядом психологических особенностей, знание которых, несомненно, полезно следователю. В настоящее время в современной литературе выделяют следующие разделы психологии производства обыска: психология обыскиваемого, психологию обыскивающего и рекомендации по производству обыска. Последовательно разберем каждый из них.
Рекомендуем к прочтению:
Знакомство
Правила знакомства в Китае во многом схожи с теми, что существуют и у нас. Китайцы стремятся соблюдать при знакомстве определённый этикет, который выражается прежде всего в вежливом обращении, чтобы произвести на человека хорошее впечатле ...
Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
Психическое развитие в дошкольном возрасте. Личностное развитие: Кризис 3-х лет - отдел р-ка от взрослого - предпосылки для возник новой соц сит развития. Р-к сам способен удовлетвор свои потреб и желания и хочет д-ть сам. Потреб участвов ...
Виды групп и их функции
Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группа ...