Понятие, особенности и классификации обыска
Необходимо обратить внимание на ряд индивидуально-психологических особенностей обыскиваемого лица. Именно от его особенностей зависит и выбор места запрятывания, и его поведение в ходе производства обыска. Так, на выбор места тайника влияют следующие особенности.
- Профессиональная принадлежность. Люди гуманитарных специальностей, как правило, считают, что лучшее место для запрятывания — это книжный шкаф, письменный стол. Специалисты технической направленности осуществляют запрятывание в радио- и телеаппаратуре.
- Ранее полученное образование и (или) специальность, а также трудовые навыки. Люди, обладающие столярным или плотницкими навыками, предпочитают прятать вещи в полостях мебели и деревянных покрытий (карнизы, подоконники). Обыскиваемые с сантехническими познаниями прячут вещи в полости санузлов или изготавливают фальшивые трубы и водостоки. Электрики делают тайники в распределительных щитках и проводке.
- Хобби (увлечения). Обыскиваемые, являющиеся владельцами домашних животных, могут использовать как самих животных, так и места их обитания (собаководы — ошейники, миски, будки; аквариумисты — аквариумы, корм; пчеловоды — ульи и т.д.).
- Половая принадлежность. Традиционными для женщин, особенно домохозяек, местами запрятывания являются места, которые связаны с их хозяйственной деятельностью. На кухне это могут быть емкости для хранения круп, различные полости, где находится посуда, техника; в спальне — платяные шкафы, в ванной — корзина для белья. Мужчины прячут вещи в сантехнические узлы, отдушины, наборы инструментов и т.д.
- Возрастные особенности и физическое состояние. Люди физически сильные, в среднем возрасте могут оборудовать тайник в труднодоступных местах, на большую глубину или на большую высоту поместить предмет обыска. Могут также быть использованы тяжелые и объемные предметы, потайные углубления, которые используются обыскиваемыми с присущими им способностями.
- Характерологические особенности. Жадный прячет в местах, где можно было бы легко достать и убедиться, что все в порядке. Он нуждается в постоянном «обладании» предметом. Недоверчивый, мнительный человек прячет как можно дальше, с тем, чтобы труднее было это найти. Предусмотрительный, пунктуальный и педантичный прячет все дальше и тщательнее. Тратит значительное количество времени и усилий на запрятывание предмета. Неустойчивый психотип не будет тратить много сил на устройство сложных тайников, будет самонадеянно рассчитывать, что его тайники не найдут. Люди изобретательные могут выйти за пределы традиционных рассуждений и сформировать так называемое ощущение «субъективной недоступности», которое не даст возможности ищущему догадаться, что искомое находится в данном месте.
Часто обыскиваемые прибегают к использованию в качестве мест запрятывания места, которые вызывают естественно-отрицательное отношение. Рассчитывая на свойственное человеческой природе и воспитанию чувству брезгливости и отвращения, обыскиваемый прячет предметы обыска в местах нахождения мусора, грязного белья, выгребных ямах, канализации. Все это не должно определять поведение следователя, который обязан преодолевать естественное чувство отвращения и не обходить своим вниманием указанных мест. Диаметрально противоположная ситуация возникает, когда предметы обыска находятся на субъективно открытых местах, т.е. там, где их никак не ожидаешь встретить. Не принимая никаких мер для сокрытия, напротив демонстративно оставляя на видных местах, обыскиваемый стремится тем самым скрыть этот предмет от посторонних глаз, создавая эффект «субъективной недоступности». Поэтому следователь не должен осуществлять поиск предметов только в местах скрытых и труднодоступных.
В ходе производства обыска со стороны обыскиваемого (или обыскиваемых) могут быть использованы различные отвлекающие действия, затрудняющие поиск предметов. Спектр действий со стороны обыскиваемого может быть самым широким. Перечислим наиболее распространенные в следственной практике.
Рекомендуем к прочтению:
Особенности психического развития слабослышащих детей
Как уже сообщалось, к слабослышащим относятся дети с нарушением слуха, которые слышат звуки интенсивностью 20 — 50 дБ и более громкие (тугоухость первой степени) и интенсивностью 50—70 дБ и более (тугоухость второй степени) при достаточ ...
Вопросы диагностики студентов к профессиональной деятельности
Кафедра психологии АГПУ ведет работу в указанном направлении в течение ряда лет. Ежегодно обновляются тестовые программы, позволяющие диагностировать психологическую готовность абитуриентов к учебно-профессиональной педагогической деятель ...
Психическая активность во сне
«Утро вечера мудренее» - гласит народная поговорка. Каждый из нас может вспомнить ситуации, когда, засыпая с чувством растерянности и беспомощности перед навалившимися проблемами, он просыпается утром с ощущением, что проблемы решены. Оди ...