Анализ литературы по проблеме исследования

Страница 1

Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортсменов позволяет выделить два направления исследований.

Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываются на положении о ведущей роли центральной нервной системы в детерминации особенностей поведения и деятельности человека, считая, что такой подход наиболее эффективен в экстремальных условиях спортивной деятельности. В исследованиях в целом показано, что эффективность в спортивной деятельности в определенной степени обусловлена индивидуально-типологическими особенностями свойств нервной системы спортсменов.

Однако, если одни авторы считают, что успеха в спортивной деятельности добиваются в основном спортсмены с отчетливой выраженностью определенных свойств нервной системы, то другие такой приоритет "типологически положительных спортсменов" (сильных, подвижных, уравновешенных) подвергают серьезному сомнению. По их мнению, "отрицательные" свойства нервной системы спортсменов не мешают им добиваться значительных успехов [5, с.121].

Нет единого мнения и у авторов, исследовавших свойства нервных процессов у спортсменов непосредственно игровых видов спорта. Разноречивым является решение данного вопроса и в волейболе. Здесь психофизиологические качества волейболистов, влияние особенностей их проявлений на различные показатели спортивной деятельности исследовали Т. Градовская, A. M. Мехреньгин, М.А. Самсонова, И.Б. Темкин и др.

Т. Градовская, проводившая экспериментальное исследование со спортсменами-волейболистами, членами сборных команд России и Польши, показала, что среди 40 спортсменов, обследованных ею, лишь двое были с относительно слабой нервной системой. Остальные по проявлению свойства силы были отнесены к средней и сильной группе.

М.А. Самсонова в своей экспериментальной группе, куда входили волейболисты различной квалификации (1-й и 2-й разряды), выявила до 25% лиц с относительно слабой инертной и неуравновешенной нервной системой, что позволило ей выделить 4 типологические группы и подготовить рекомендации в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

И.Б. Темкин, изучая сдвиги в высшей нервной деятельности волейболистов в процессе тренировочных занятий и соревнований, определил некоторые соотношения между состоянием мышечного тонуса и квалификацией спортсменов. Им установлена разница между группами волейболистов различной квалификации по показателю контрактильного тонуса, характеризующего функциональное состояние центральной нервной системы. В результате эксперимента автор пришел к выводу, что у спортсменов более высокой спортивной квалификации выше стабильность изучаемых показателей. Существует еще ряд исследований, посвященных изучению характеристик высшей нервной деятельности волейболистов различной квалификации. Однако различие в методических подходах изучения свойств нервных процессов, разный контингент (возраст, пол, квалификация и др.) испытуемых, локальность исследований не дают к настоящему времени возможности в той или иной мере составить достаточно полную психофизиологическую характеристику не только волейбола, как игры в целом, но и отдельно технико-тактических действий [5, с.122].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Социально-личностные компетенции
Социально-личностные компетенции – это сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии. Социально-личностные компетенции относятся к сферам « ...

Феноменология депрессии
Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение)— психическое расстройство, которое характеризуется патологически сниженным настроением (гипотимией) с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действите ...

Общие представления о памяти
Мозг человека обладает очень важным свойством не только получать информацию об окружающем мире, но и накапливать, хранить ее. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, после прекраще ...