Анализ литературы по проблеме исследования

Страница 2

Второе направление исследований посвящено анализу особенностей и изучению роли психических качеств спортсменов в эффективности спортивной деятельности. Начиная от работ П.Ф. Лесгафта, A. M. Крестовникова, П.А. Рудика, А.Ц. Пуни, Г.Н. Гагаевой, О.А. Черниковой, до настоящего времени в этой области проведено большое количество исследований. Заслуживают внимания исследования процессов реакции, являющихся одним из важных моментов деятельности в любом виде спорта. Немаловажное значение имеют работы по исследованию особенностей процесса мышления, прогнозирования, волевых качеств и другие работы, показывающие их влияние на эффективность спортивной деятельности спортсменов. (В.В. Медведев, Т.С. Иванова, М.С. Бриль, Л.С. Нерсесян и других). В волейболе данное направление (исследование психических качеств) представлено исследованиями А.Н. Эйгорн, Э.Э. Лиепиньш, М.Е. Амалин, В.В. Медведев акцентируют свое внимание на изучении сенсомоторных характеристик волейболистов, полагая, что наиболее высокие требования в волейболе предъявляются к быстроте зрительного восприятия и моторного реагирования. Исследователями экспериментально показано, что волейболисты, отличающиеся более высокой квалификацией, обладают более высокой скоростью зрительно-двигательных реакций по сравнению со спортсменами низшей квалификации.

Л.С. Нерсесян, в частности, в своих исследованиях показал, что скорость и объем зрительных восприятий, интенсивность и устойчивость внимания волейболистов изменяются как в связи с предстоящей игровой деятельностью, так и в ее процессе. Им же выявлены особенности стартового состояния волейболистов по данным анализа телекардиохронографии, определено влияние комплекса физических упражнений на повышение эффективности процесса формирования сенсомоторного навыка.

Э.А. Сергеев установил, что у волейболистов в процессе становления спортивного мастерства изменяется устойчивость внимания. Автор рекомендует развивать данное качество [5, с.124].

Э.Я. Братчиков утверждает, что при подготовке волейболистов необходимо развивать специальные стороны интеллекта игроков, связанные с игровым мышлением, быстротой и точностью реагирования на игровые ситуации, включающие опережающие реакции.

Более комплексно к изучению психологических качеств волейболистов подходят В.В. Медведев, А.В. Ивойлов, А.Р. Малхазов, Е.А. Митин, Л.М. Слупский и другие.

В.В. Медведев, проанализировав требования волейбола, указывает на необходимость развития у волейболистов процессов восприятия, в том числе формирования и совершенствования специализированных видов восприятия, таких как "чувство мяча", "чувство сетки", "чувство площадки", "чувство времени", развития внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения, развития тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности правильно и быстро оценивать игровую ситуацию, принимать эффективные решения и контролировать свои действия, развития способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры, развития волевых качеств.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Китайская философия здоровья
Традиционная китайская медицина существует уже более 2000 лет. Самая древняя китайская рукопись "Классика желтого императора" была написана за 200 лет до рождества Христова. Согласно восточной философии, тело и разум человек ...

Концепция черт личности
Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изуч ...

Формирование мировоззрения и становление морального сознания
Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взгляд ...