Самосознание как психологическая характеристика личности

Страница 4

В.В Столиным была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание.

В качестве исходного принимается различие содержания «Я образа» (знания или представления о себе; в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее – это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я образ».

В содержание «Я образа» выделяются две важнейшие образующие:

1. Знание о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъект с другими людьми, присоединяющая образующая «Я - концепции», или система идентичности.

2. Знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, -дифференцирующая образующая «Я-концепции». Это последняя образующая предает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.

Вертикальная структура самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнем активности человека, одновременно являющимися биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания и его интегральные образования обслуживают активность человека на каждом из уровней выполняя роль обратной связи информацией о «вкладе» субъекта в его активность. Поскольку характер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом из уровней различны, различны процессы, отражающие эту активность и итоговые, интегральные образования самосознания.

На уровне биологического индивида (организма) активность субъекта определена системой «организм – среда», имеет, прежде всего, двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии. В недрах … активности формируется обратная связь в виде ощущения о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела – это «Я образ» организма, который надо отличать от физического «Я» субъекта обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющая. На уровне организма формируется также самочувствие…Самочувствие – это биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучие, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности – потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется усваевымыми индивидом социальными нормами, правилами, уставами… и так далее. «Я образ» облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей, прежде всего за счет формирования своей присоединяющей образующей – системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой…

На уровне личности активность субъекта вызывается…потребностью в самореализации – в труде, любви, спорте, – и реализуется с помощью ориентации на собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в «Я образе» ведущее место начинает занимать дифференцирующая образующая «Я концепции», обеспечивающая не случайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации и рассматривается как ее условие…» [8, С. 352-353].

Таким образом, мы видим, что разные авторы предлагают собственные подходы к проблеме уровневого строения самосознания. За основание они предлагают брать разнообразные критерии строения уровневой концепции самосознания. Так, в частности, И.С. Кон формулирует эту концепцию используя понятие установки, при этом опирается на теорию диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова; И.И. Чеснокова предлагает различать двух уровневою структуру самосознания по критерию соотнесения знаний о себе; Е. Дикстейн высказывает идею о связи меры соотношения с характером самосознания на различных уровнях (формирование чувства автономности; развитием социальной активности; формирования способности к самонаблюдению; развитие «Я» как интегративного и интегрирующего целого; обнаружением относительности границ «Я»); В.В. Столиным была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека (одновременно являющемся биологическим индивидом, социальным индивидом и личностью) в рамках которой формируется и действует самосознание. Но, несмотря на разнообразие оснований уровневого строения самосознания, необходимо отметить, что они имеют общие особенности: вертикальное строение, где наблюдается переход от простого, «расплывчатого» – к более сложному, «сформированному» образу «Я». При этом отличительной чертой является то, что все уровни, любой степени сложности содержат в себе аффективный, когнитивный и поведенческий компонент самосознания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Сущность понятия "стресс"
В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ). Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), н ...

Развитие личности
Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизученные свой ...

Исследование психологических факторов благополучия и расстройства семейных супружеских отношений
В большинстве своем романтически настроенным юношам и девушкам социальный смысл семейного благополучия может показаться излишне утилитарным и не вполне соответствующим их собственным возвышенно-практическим представлениям о любви, семье и ...