Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах
Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» [17, с. 29].
Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты - конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.
Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или словесная (вербальная) агрессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т.п. [4]. В основе этих ситуаций лежит межличностный (иногда - межгрупповой) конфликт - провокация, которая часто заканчивается вербальными или физическими выпадами. Следует отметить, что психологические особенности подростков способствуют появлению конфликтных ситуаций практически па всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), школе/училище (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения). Ряд социально-психологических экспериментов подтверждает большое влияние разного рода провокаций на степень агрессивности [6, с. 136-138]. Большинство людей в межличностных отношениях использует принцип "око за око, зуб за зуб", отвечая агрессией на агрессию.
Для выявления взаимосвязи между разными типами социальных ситуаций, провоцирующими агрессию, и личностными характеристиками индивидов в 2001 г. Дроздовым А.Ю. проведено социально-психологическое исследование [9, с. 95-98]. Опрошены 166 человек (83 мужчины) в возрасте 14-20 лет, проживающие в г. Чернигове, - учащиеся старших классов средних школ, студенты педагогического университета, военнослужащие срочной службы. Им предлагалась анкета с описанием нескольких ситуаций и типов агрессивных поступков, которые нужно было соотнести между собой. В исследовании использована типология агрессивного поведения А. Басса
В ходе исследования не выявлено ни одной ситуации, вызвавшей одинаковую реакцию всех респондентов, независимо от их пола и возраста. Ряд социальных ситуаций действительно провоцирует агрессию у большинства испытуемых, но ни одна из них не стала универсальной, что опровергает теорию некоторых западных специалистов о существовании феномена "власти ситуации" (power of situation) [6, с. 193].
Наиболее распространенной оказалась вербальная-активная-прямая и физическая-пассивная-косвенная агрессия: только 4 и 7% респондентов "никогда так не поступали". Популярность первой закономерна, ибо такое поведение в большей степени "социализировано", соответствует современным субкультурным нормативам. Распространенность второго типа поведения (месть через неповиновение "агрессору") может быть объяснена возрастными особенностями опрошенных. 81% респондентов никогда не проявляли физической-активной-косвенной агрессии.
Можно выделить ситуации, в большей степени, провоцирующие агрессивное поведение молодежи: антипатия к человеку (81% опрошенных), намеренная вербальная агрессия (столько же) и намеренная физическая агрессия со стороны другого человека (73%). Менее провокационны ситуации нахождения в нетрезвом состоянии и ненамеренного словесного оскорбления или толчка. Таким образом, подтверждается точка зрения ряда исследователей о том, что люди отвечают агрессией, преимущественно, на намеренную агрессию других лиц, редко реагируя, таким образом, на случайные [6, с. 140], и о том, что само по себе употребление алкоголя не является непосредственной причиной агрессии.
Антипатия к человеку у большей части (примерно 80%) как несовершеннолетних, так и совершеннолетних вызывает агрессию. В данной ситуации поведут себя агрессивно 75% респондентов мужского и 87 % - женского пола. Для первых предпочтительней оказывается физическая-пассивная-косвенная форма, для вторых – вербальная - активная косвенная и физическая-пассивная-косвенная.
Рекомендуем к прочтению:
«Я – концепция» и основные положения
Феномен самоутверждения зависит от следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но мы предположим, что самоутверждение в своем формировании будет на представлении индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому ...
Психологически здоровый человек
Информация к размышлению: «Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и расходованно . жизнь их всегда полна смысла, имеет цель – будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей … Они умеют отдават ...
Стресс в жизни студента
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системн ...