Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Психолог учреждения получает информацию, всесторонне и полно характеризующую образ жизни вновь прибывшего, а также его наиболее существенные свойства. Данную информацию он фиксирует в тетради индивидуальной воспитательной работы, чтобы начальник отряда имел исходные данные для разработки плана различного рода мероприятий, направленных на искоренение антиобщественных взглядов и пресечение нежелательных поступков.
Далее психолог в ненавязчивой форме в беседе с новичком рассказывает об особенностях отношений между осужденными в данной колонии, заостряет внимание на том, что в учреждении отсутствуют принятые в преступном мире разделения осужденных на категории и что причисление к той или иной из них может поставить осужденного в униженное состояние. Поскольку данную информацию довольно трудно сразу воспринять ввиду того, что вновь прибывшие в определенной степени (одни в силу поддержания отношений с преступным миром, другие - пройдя через СИЗО - следственный изолятор) подверглись криминальному заражению, их внимание переключают на ознакомление с Правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями осужденных, с порядком обращения в различные инстанции и другими вопросами, имеющими важное значение для обеспечения должного порядка в учреждении.
После проведения комплекса бесед по различной тематике возвращаются к вопросу о взаимоотношениях между осужденными с тем, чтобы предотвратить проявление негативных реакций в отношении лиц с низким неформальным статусом. Данная беседа имеет глубинный смысл, результатом ее должно явиться изменение представлений новичка об иерархической структуре преступного сообщества как о единственно правильном объединении лиц, лишенных свободы.
Беседу следует начинать с устранения недоверия, чтобы установить с осужденным психологический контакт. Положительный результат беседы будет достигнут лишь при условии создания обстановки взаимного доверия. Это возможно только тогда, когда осужденный почувствует, что перед ним сотрудник, профессионально подготовленный, знающий свое дело и уважающий личность независимо от его социального положения.
В ходе беседы подчеркивается мысль, что осужденный ни в коей мере не исключен из общества, а продолжает оставаться его членом, только с определенными ограничениями правоспособности.
Далее внимание вновь прибывших заостряется на особенностях учреждения, требованиях, предъявляемых к осужденным и т. д. Затем подходят к главному вопросу беседы - об отношениях, складывающихся в преступном сообществе. Здесь подробно и эмоционально излагается стратификация в местах лишения свободы, показывается, что ее неизбежным результатом для многих осужденных являлась, несмотря на внешние признаки благополучия и "справедливости", жестокая и беспощадная эксплуатация. Внимание новичков обращается на то, что в данном учреждении все виды работ, в том числе поддержание порядка в помещениях отряда, проводятся исключительно в порядке очередности, а не в зависимости от неформального положения осужденного, его физической силы и т. д. В заключение обязательно делается акцент на применении различных мер воздействия, в том числе силы, по отношению к лицам, которые совершают в учреждении противоправные действия, особенно связанные с унижением человеческого достоинства.
Такие беседы оказывают на новичков сильное воздействие, так как услышанное противоречит тем сведениям о жизни в зоне, которые они почерпнули из своего опыта. Поэтому после беседы необходимо дать исчерпывающие ответы на возникшие вопросы.
С осужденными, имеющими выраженную склонность к правонарушениям, проводится работа, в которой преобладает метод убеждения. К лицам же, имеющим стойкие криминальные взгляды, применяется комплекс психологических и педагогических средств воздействия на личность.
Осужденные К. и Б., прибыв в учреждение, категорически отказались выполнять требования администрации, узнав о характере колонии, о тех взаимоотношениях между осужденными, которые сложились к моменту их прибытия. Они заявили, что отбывание наказания здесь противоречит их статусу в криминальном мире, и просили об отправлении их в ПКТ. Представители администрации были готовы к таким заявлениям и поэтому не стали изолировать прибывших от основной массы осужденных, чтобы оказать на них устрашающее (карательное) воздействие. В план воздействия на таких осужденных входили многочасовые психолого-педагогические беседы. Новичков несколько раз поочередно удаляли из кабинета, где проходила беседа, с тем, чтобы они могли обдумать сказанное им. С ними беседовали сотрудники различных служб, к ним обращались другие осужденные, чтобы они одумались. Наконец Б. заявил, что трудно сознавать, как ломаются собственные убеждения, еще недавно казавшиеся такими стойкими. В итоге К. стал руководителем производственной бригады в одном из отрядов, а Б. дневальным по комнате свиданий.
Рекомендуем к прочтению:
Психосемантический анализ отношения студентов к манипулятивному стилю
поведения
По данным исследований О.В. Макаренко, С.А. Богомаза, уже на младших курсах у многих студентов-психологов нарастает стремление манипулировать другими людьми. Данная тенденция вызывает некоторые опасения, если учесть, что предпочтение мани ...
Переговоры с трудными людьми
Уильям Юри в своей книге "Преодолевая НЕТ или Переговоры с трудными людьми" подробно описывает пятиэтапную стратегию прорыва сквозь "нет", позволяющую добиться желаемого результата с максимальной вероятностью при самы ...
Психология братско-сестерских взаимоотношений
Первые идеи по поводу того, что личность ребенка зависит от его позиции среди братьев и сестер, принадлежат А. Адлеру. В настоящее время в англоязычной литературе появилось много исследований сиблинговой позиции, и все они носят характер, ...