Изучение профессиональной деформации федеральных судей
В Постановлении Совета судей от 26 декабря 2002 года №86 отмечены специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным и эмоциональным стрессом, психическим напряжением, высокой ответственностью за принимаемые решения. Эти условия могут приводить к преждевременной утрате профессиональной трудоспособности. По мнению Совета судей, назрела необходимость в специальных социально-психологических и психофизиологических исследованиях, выявляющих факторы, негативно влияющие на психику судьи, а также в выработке конкретных мер по снижению их отрицательного воздействия.
По нашему мнению изучение факторов, которые негативно влияют на судью в процессе труда, должно проходить с учетом профессионально-личностных особенностей судей, а также последствий влияния этих факторов. К таким последствиям мы относим профессиональную деформацию личности. Профессиональная деформация личности – это изменение сложившейся структуры личности, негативно сказывающейся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Выше приведенные факты доказывают, что существует нормативно-правовой запрос на исследования профессиональной деформации судей, интерес судейского сообщества к данной проблеме, потребность психологов в результатах такого исследования – все это и определяет актуальность выбранной нами темы.
Совпадая по некоторым параметрам с другими социономическими (Е.А. Климов) профессиями, судебная деятельность имеет и свои отличительные характеристики и предъявляет своеобразные требования к судье.
Согласно Закону «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Такие положения обусловливают необходимость ряда самоограничений в жизнедеятельности судей - ограничение круга общения, критического отношения к окружающим и к себе.
На сегодня загруженность судей выше норм, определенных в нормативных актах, обусловлена ростом количества дел во всех судах. К высоким нагрузкам добавляется и фактор жесткой временной регламентации – законодатель устанавливает жесткие сроки производства по делу, не всегда здесь учитываются особенности дела.
Еще один фактор профессиональной деятельности судьи связан с особенностями российского законодательства. Процессуальные нормы сложны и громоздки, их соблюдение требует от судей значительных усилий. Ситуация усугубляется возникновением большого числа коллизий между отдельными законодательными актами, это затрудняет когнитивную и конструктивную стороны деятельности судьи, осложняет процесс принятия решения по делу.
Предмет труда судей - это люди с деформированной психикой, нарушенным правосознанием, преступившие закон, - это конфликтные ситуации, развитие которых приобретает острые формы. При этом деятельность судьи предполагает вхождение в контакт с обвиняемым, общение с ним в уважительной манере, соблюдение презумпции невиновности. Судья должен управлять конфликтом в зале суда, предупреждать его эскалацию. В такой ситуации очень легко возникают психологические барьеры между судьей и участниками процесса, которые снижают адаптивность психики судьи. Властный характер деятельности судьи, традиционное и идеологизированное понимание судьями своих целей и назначения – «вершить правосудие», «стоять на страже закона», «бороться с преступностью» также оказывают деформирующее влияние на личность судьи. Велико влияние судейской солидарности, предвзятости и тенденциозности. Высокое психоэмоциональное напряжение, экстремальный характер труда, высокая ответственность за последствия решений, опасения за безопасность близких и собственную – все это является стрессовыми факторами для судей.
Рекомендуем к прочтению:
Психология обыскивающего
Следователь, производящий обыск, должен в обязательном порядке перед началом следственного действия быть настроенным на успешное достижение поставленных перед собой задач. «Настрой на успех» — важная составляющая психологической готовност ...
Особенности отношения и поведения мамы и папы
Мы имеем дело с двумя разными социальными институтами — отцовством и материнством. В чем же состоят и чем детерминируются их различия и специфические функции?
Соотношение отцовства и материнства — один из аспектов более общей полоролев ...
Адаптационный период ребенка-первоклассника
Реформа образования вновь поднимает вопросы адаптации ребенка к школе, его переживаний в начальный период обучения.
На основании теоретического анализа проблемы переходного от дошкольного к младшему школьному периода поставлена проблема ...