Вопросы диагностики студентов к профессиональной деятельности
Кафедра психологии АГПУ ведет работу в указанном направлении в течение ряда лет. Ежегодно обновляются тестовые программы, позволяющие диагностировать психологическую готовность абитуриентов к учебно-профессиональной педагогической деятельности, и Разработана программа психологического сопровождения студентов 1-2-х курсов в период педагогической практики. Программа диагностирования психологической готовности абитуриентов к учебно-профессиональной деятельности строилась на общеизвестных принципах психологического отбора:
1 системного подхода (психологическая готовность абитуриента к учебно-профессиональной деятельности рассматривается как система);
2 личностно-деятельностного подхода (психологическая готовность абитуриента рассматривается как интегративный показатель социально-психологической зрелости выпускника школы, необходимый для успешного овладения им программным материалом в вузе, для построения конструктивного стиля общения со школьниками на практике, для оптимальной реализации личностного профессионального плана);
3 устойчивости к влиянию случайных факторов (при проведении обследования для всех испытуемых созданы одинаковые условия);
4 активности (результаты тестирования используются для решения формирующих задач на этапе профессиональной подготовки);
5 адекватности (результаты диагностики зачисленных абитуриентов соотнесены с эффективностью их учебно-профессиональной деятельности).
В программу диагностирования психологической готовности абитуриентов к учебно-профессиональной деятельности вошли тесты, Как показало исследование, психологическая готовность студентов 1-2-го курсов к практической деятельности в школе способствует формированию индивидуального стиля их общения с учащимися в ходе педагогической практики, а также служит основой выбора определенного способа реализации личностного плана профессионального самоопределения в адаптационный период.
На этом этапе ведущую роль играет превалирование оценочного, операционного или мотивационного компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности:
при высоком уровне развития этих компонентов у студентов складывается в основном конструктивный стиль деятельности и общения на педагогической практике, гармоничный или прагматичный тип реализации личностного плана профессионального развития (80%);
при недостаточном уровне развития операционного компонента готовности студенты либо самоустраняются от деятельности, либо пытаются копировать образцы поведения других: более успешных студентов или учителя (85%);
при недостаточном уровне развития оценочного компонента готовности студенты могут ориентироваться на такие способы деятельности и общения, которые не всегда соответствуют их индивидуально-типологическим особенностям. Это вызывает деформацию стиля деятельности и общения на педагогической практике (33%);
при низком уровне развития мотивационной готовности студенты, как правило, занимают самоустраняющуюся, пассивную позицию (50%).
При составлении и апробации компьютерной диагностической программы мы столкнулись с трудностями:
1) среди стандартизированных тестов преобладают опросники, использование которых затрудняет получение реальной оценки того или иного компонента готовности, так как имеется большая вероятность создания абитуриентами социально-желаемого образа;
2) затруднен выбор коэффициентов соотношения всех оцениваемых компонентов готовности с точки зрения их значимости для абитуриентов на данном этапе профессионального становления и в зависимости от их индивидуальных особенностей;
3) по санитарно-гигиеническим нормам абитуриенты могут проводить за компьютером не более одного часа, кроме того, через 40-60 минут у любого человека наступает естественное утомление, снижается качество работы. В связи с этим возникла проблема в отборе тестов, позволяющих за ограниченное время максимально полно оценить выделенные ранее компоненты психологической готовности абитуриентов;
Рекомендуем к прочтению:
Международный опыт лечения Интернет-аддикции
Америка
Несмотря на длительное изучение, в этой стране Интернетомания официальной болезнью еще не признана. По американским законам, подобного рода болезнь будет признана болезнью только после того, как ее описание будет включено в «Диаг ...
Родительские стили воспитания и установки
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие реб ...
Психологическое наблюдение – метод сбора научной информации
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства ...