Личность и коллектив
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Не случайно В.В. Кумарин, глубокий исследователь и пропагандист опыта Макаренко, заметил: «Если бы вместо довольно унылой - особенно в части народного образования - модели Грефа мы взяли бы модель Макаренко, Россия уже через пару-тройку лет твёрдо стояла бы на собственном сверхпрочном экономическом и культурном фундаменте и на равных дружила бы с «золотой семёркой» [8:С.21].
Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
В начале XX века А.С. Макаренко заметил, что вопрос о стиле коллектива достоин отдельных монографий, настолько он важен. «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания» [12:C.193],
писал он. До настоящего времени остаётся много нерешённых вопросов: каковы закономерности формирования климата? Какие факторы в наибольшей степени определяют характер климата? Какова технология его совершенствования и, если необходимо, исправления?
Особый интерес вызывают идеи А.С. Макаренко, которые содержат в себе много подсказок для современных учителей. Сами понятия «стиль» и «тон» в работах А.С. Макаренко однозначно не определены, но в различных статьях мы находим многочисленные пояснения, которые дают возможность говорить о том, что под «стилем и тоном» коллектива автор понимал общее направление, характер культивируемых в коллективе отношений. «Практика (каждого отдельного коллектива) - это то, что я называю стилем работы», - писал А.С.Макаренко [14:С.297]. «Практические, будничные детали каждого сегодняшнего дня», ежедневная практика отношений (курсив мой), в которые включён каждый коммунар, обозначались как стиль и тон коллектива. Именно отношения, их характер описывал А.С. Макаренко, говоря о стиле и тоне. Нормой считался, к примеру, «тон достоинства», «несимпатичным тоном» было жаловаться посторонним, утратой стиля считалось появление пыли и грязи в помещениях и др.
Рекомендуем к прочтению:
Общая характеристика раннего детства
В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождения, ходьба – это особая задача, связанная с сильными переживания ...
Морально-психологический климат трудового коллектива – его формирование
Для того, чтобы самым общим образом охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку, в последнее время часто используются понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», « ...
Возникновение и развитие психики
Возникновение психики связывают с развитием материи. Развитие материи — это ее переход от низших форм к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи в результате ...