Симптомы и факторы эскалации
Вот жизненные позиции которые при разного рода конфликтах между детьми и родителями приводят к эскалации.
У родителей:
· Нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще совсем ребенок! Так почему мы должны начинать отновиться к нему как к взрослому?»;
· Неуместная властность, доминантность: «В семье главный я! А кому не нравится – может убираться прочь»;
· Абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного.
У детей и родителей:
· Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»;
· Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «есть два мнения: одно мое, другое неправильное!»
· Уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего пристал со своими нравоучениями? Закрой дверь!»
Таким образов мы видим, что конфликты в детско-родительских отношениях неизбежны, и лишь от грамотности родительского поведения с ребенком зависит насколько далеко зайдет конфликт.
Предупреждение конфликта основано, в первую очередь, на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Обычно люди уже в предконфликтной ситуации в состоянии понять, что появились проблемы, которые могут вызвать осложнение их взаимоотношений. Во многих случаях эти проблемы возможно решить, не ожидая, чтобы дело дошло до конфликта.
В конфликтной ситуации нельзя:
· Критически оценивать партнера;
· Приписывать ему низменные или плохие намерения;
· Демонстрировать знаки превосходства;
· Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту;
· Игнорировать его интересы;
· Видеть все только со своей позиции;
· Преуменьшать вклад и заслуги оппонента;
· Преувеличивать свои заслуги;
· Раздражать, кричать нападать;
· Задевать «болевые точки » оппонента;
· Обрушивать на оппонента множество претензий.
Как уже было сказано, даже любящие друг друга люди не застрахованы от конфликтов. Родителям необходимо иметь информацию о возрастных изменениях их ребенка, и придерживаться соответствующих возрасту правил и принципов.
Немотивированный негативизм раннего детского возраста – закономерный этап формирования личности. Маленький человек делает первые неловкие и наивные попытки продемонстрировать свое «я». Если не знать этого и стремиться во что бы то ни стало «переломить» малыша, он может вырасти робким, зависимым, слабовольным, не может отстаивать свои интересы. С другой стороны нельзя безоговорочно во всем ему уступать. Оптимальная «золотая середина»: в каких-то случаях уступать, в каких-то настаивать на подчинении приказу, не забывая однако, что и для ребенка важно чувство собственного достоинства.
Многие родители хорошо знают, что капризам потакать нельзя. Но подчас они забывают, что капризы ребенка могут быть обусловлены его плохим самочувствием, и пытаются пресечь их крутыми мерами. А позже, когда все выясняется, родители, стремясь загладить свою вину, безоговорочно удовлетворяют все просьбы и требования ребенка и тем самым стимулируют его капризность. Чтобы не возникал такой порочный круг, необходимо прежде чем наказывать малыша, задуматься над причиной его необычного поведения.
Часто недовольство родителей вызывают бесконечные игры ребенка, от которых его очень трудно оторвать. Но ведь игра для детей и есть деятельности, активная жизнь; с помощью игры неосознанно отрабатываются важнейшие навыки, в том числе и общения. Многие психологи и педагоги справедливо указывают, что люди, лишенные в детстве игр со сверстниками, нередко малоконтактны. И это не удивительно. Ведь общение детей со сверстниками – великолепная школа жизни, где ежедневно то выигрываешь, то проигрываешь; то командуешь, то подчиняешься; то слушаешь, то слушаешься. Эгоизм, хвастливость, грубость и другие дефекты характера сглаживаются при этом легко и естественно. Поэтому не следует лишать детей радости игр, особенно коллективных.
Рекомендуем к прочтению:
Нравственное развитие ребенка
Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося св ...
Население китая. Территория расположения государства
Население 1,26 млрд. человек (2000); китайцы (хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо (всего свыше 50 народов, принадлежащих к различным языковым семьям и группам). Около 80% населения живет в восточной части страны (ок. 1/ ...
Особенности операторской деятельности
Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, ...