Что такое психическое здоровье детей
Первые попытки описания психического здоровья относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.
На всем протяжении развития эволюционного учения в нём боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твёрдым законам, обусловленным действием врождённой программы, и другая, для которой развитие – результат воздействия внешней среды, приводящей к появлению качественного нового.
А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические походы, объясняющие развитие человека, выделяет те, в которых укладываются множество отдельных теорий и концепций.
Во-первых, это биогенетичекий
подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».
Во-вторых, это социогенетический
подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок ценностных ориентаций…».
Учеными отмечается условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести в чистом виде ни к одному из указанных подходов.
Очевидно, что онтогенез
человека разворачивается в культурном (шире - социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причём не только с целью приспособление (адаптации), но и для преобразования, изменение индивидом окружающего пространства. Об этом свидетельствуют факты творческой деятельности. Сам процесс взаимодействия, то есть определенные отношения между индивидом и средой, - это конкретные условия, в которых осуществляется « разветка
» генотипической программы и которые оказывают на неё соответствующие воздействия. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты будут зависеть, главным образом, от конкурентных условий, в которые попадает данный индивид. И в первую очередь это будет сказываться на формировании тех психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программной развития, заложенной в генотипе. Таким образом, понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психологического развития человека, а культурно-исторической концепции
Л.С. Выготского принадлежит неоспоримым приоритет во введении этого понятия в психологию развития.
С другой стороны, для всестороннего понимания психического развития важно приложение разработанного Б.Г. Ананьевым комплексного подхода,
ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системой организации структуры человека. Такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны стороны процесса психического развития.
Для понимания механизма психического развития ребёнка, его значения в ходе психологического развития можно выделить основные составляющие.
Первым основным понятием механизма психологического развития является так называемая социальная ситуация развития ребёнка. Это та конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находятся с окружающей его действительность.
Рекомендуем к прочтению:
Особенности социально-психологической адаптации детей в семьях с разными
стилями воспитания
Исследование посвящено изучению качественных особенностей влияния семьи на СПА личности подростка. В процессе изучения данной темы, была выдвинута гипотеза, о том, что позитивный интерес родителей по отношению к ребёнку положительно корре ...
Психологическое сопровождение переживания
В данной работе представлен второй этап исследования, посвященного поиску формы психологического сопровождения личностного изменения. Первый этап исследования помог вскрыть содержание переживания личностных изменений. В исследовании испол ...
Психологические закономерности
формирования и функционирования групп и коллективов
Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных г ...