Спрос в туризме
Необходимо кратко изучить все те важные для туризма тенденции в социо-демографических и психолого-поведенческих характеристиках потребителей, которые имели место в России за последнее время.
Какие же параметры характеризуют структуру туристского спроса?
Можно выделить три группы критериев (Приложение 1):
1) географические;
2) социо-демографические;
3) психолого-поведенческие.
Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы[1]:
внутренний, въездной и выездной туризм в зависимости от страны постоянного проживания туриста;
туризм по частям света, странам, регионам, кантонам, городам в зависимости от географической цели туристской поездки.
Социо-демографические критерии (характеристика) туриста:
возраст;
пол;
профессия;
профессия главы семьи;
величина населенного пункта, где постоянно проживает турист;
количество членов семьи, сопровождающих туриста;
тип семьи;
национальность;
религиозные убеждения;
наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств;
доход семьи;
доход на одного члена семьи.
Психо-графические или психолого-поведенческие критерии туристского поведения:
мотив поездки;
психологический портрет туриста;
сезонность;
организация поездки (туроператор);
форма поездки;
используемые транспортные средства;
используемые средства размещения;
дальность поездки;
длительность поездки;
источники финансирования поездки;
консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки.
Отношения к отдыху изменялись постепенно из столетия в столетие. Новый потребитель стремится, как и прежде, больше потреблять, но теперь - по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Он больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени - на материальные ценности[2].
Новый российский потребитель туруслуг, в своем большинстве уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный заграничным изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый - изменяет свое поведение и на туристском рынке. Вышеупомянутые изменения в общественной психологии потребления оказали влияние на стереотипы поведения потребителя на рынке туристских услуг.
На российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличают следующие психолого-поведенческие особенности (2):
высокий уровень информированности;
высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;
индивидуализм;
экологизм сознания (осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеком);
спонтанность решений;
мобильность;
физическая и умственная активность на отдыхе;
стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.
Располагая информацией о типе личности человека, можно сделать выводы о его отличительных психологических характеристиках, но нельзя узнать о его деятельности, интересах и убеждениях. При разработке маркетинговой стратегии товара (услуги) менеджеры стремятся вскрыть взаимосвязи между товаром (услугой) и определенным образом жизни.
Наиболее полно отвечает задачам туристской деятельности метод сегментации туристского рынка, предложенный В. Сапруновой. Этот метод базируется на составляющих компонентов спроса и предложения на туристский продукт[3].
Все особенности человека можно подразделить на три категории:
анатомические признаки (строение тела, головы, лица и т.д.)
функциональные и экспрессивные особенности голоса и речи (жестикуляции, мимики, пантомимы, позы)
сопутствующие признаки (одежда, обувь, мелкие носильные вещи, украшения и пр.)
Психологические исследования показали, что в процессе общения люди, прежде всего, обращают внимание на анатомические особенности лица, а также на цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз, меньше всего - на форму лица и контуры тела. Каждый элемент функциональной структуры внешности и поведения человека отличается, прежде всего, своими информативными возможностями. В рыночной экономике, с обострением конкурентной борьбы за покупателя, умение менеджера турагентства определить состояние клиента и правильно провести собеседование - залог успеха фирмы.
Рекомендуем к прочтению:
Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах
Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивност ...
Влияние творчества на развитие отношений личности
Схемы, представляющие различные варианты отношений, могут быть трехступенчатыми, могут быть пятиступенчатыми, семиступенчатыми, девятиступенчатыми, в зависимости от градаций, выделенных в описании (различении) вариантов отношений или подв ...
Виды информационно-психологического воздействия
В зависимости от применяемой информационной техники выделяют несколько средств информационно-психологического воздействия: устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов; воздействи ...