Психологическое здоровье детей.
Целостная деятельность ребёнка, специфическая для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти впервые возникшие психические изменения были названы Л.С. Выготским новообразованиями. С ними он связывал новый тип деятельности ребёнка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте. Подобной точки зрения придерживаются и А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович [24], Д.Б. Эльконин [23] и др.
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируется основные личностные новообразования. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируется «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
Подлинным содержанием психического развития являются борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися. Внутренние противоречия выступают движущимися силами психического развития. Они различны в каждом возрасте, но в то же время протекают в рамках одного, противоречия между потребностью ребёнка быть взрослым, занимать определённое место в жизни общества, проявлять самостоятельность, и отсутствием реальных возможностей для её удовлетворения.
Ребёнок сначала развивается как эмоциональное существо, а после снижения остроты психоэмоциональналных переживаний на первый план выступают поведенческие аспекты. Неумение понять и направить нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в воспитании.
О роли эмоций как регулятора поведения и социальных контактов говорится в работах Л.Г. Ольшанникова и С.И. Вершинина, где они отмечают положительную, адаптивную роль эмоций. В рамках такого подхода основными функциями эмоциональных отношений человека с окружающими является содержание усвоенных личностью общепринятых мнений, суждений, установок, в том числе и по отношению к учебно-познавательной деятельности.
Сегодня никто не станет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребёнка, во многом определяются взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни формирующейся личностью и его ближайшим окружением. Это во многом определяется разным пониманием воспитания и того, что является стержнем взаимоотношений между ребёнком и взрослым – воспитательными отношениями.
Учащиеся, у которых отрицательная педагогическая оценка не совпадает с собственной, испытывают негативные переживания, такая оценка убивает их веру в себя, унижает достоинство. Дети пытаются отгородиться от всего, что вызывает у них неприятные чувства. В результате у них формируется безразличие, а иногда и отвергающее отношение к самому учителю и процессу учения.
Рекомендуем к прочтению:
Исследование психологических факторов благополучия и расстройства семейных
супружеских отношений
В большинстве своем романтически настроенным юношам и девушкам социальный смысл семейного благополучия может показаться излишне утилитарным и не вполне соответствующим их собственным возвышенно-практическим представлениям о любви, семье и ...
Метод изучения сна - полисомнография
Сон можно определить как «особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определенных полиграфических картин в ...
Почему женщины успешно делают карьеру
Авторы упомянутой книги Хеннинг и Жардэн взяли интервью у 25 преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм. Их прежде всем интересовал вопрос: почему эти женщины смогли сделать карьеру? Я п ...