Особенности операторской деятельности
Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, управляет коллективами людей, т. е. занимается управленческой деятельностью. В технологических же системах человек осуществляет операторскую деятельность, заключающуюся во взаимодействии человека с объектами, явлениями внешнего мира и управлении ими через информационные системы и средства управления.
Особенности трудового процесса человека-оператора определяются типом СЧМС и способом переработки информации. Способ переработки информации может быть дедуктивным, абдуктивным и индуктивным.
При дедуктивном способе переработка информации заключается в образовании выходного сигнала по известному входному сигналу и правилам его преобразования. Абдуктивный способ имеет место в случае, когда по заданному следствию и известному решающему правилу необходимо найти причину, входное воздействие (например, деятельность операторов радиолокационных станций).
Индуктивный способ характерен для таких случаев, когда для ряда событий нужно найти решающие правила, определяющие эти события (деятельность авиадиспетчера).
В зависимости от преобладания того или иного психического процесса можно выделить сенсорно-перцептивный, моторный и интеллектуальный виды деятельности.
Основное содержание первого заключается в получении и первичной оценке информации (операторы-наблюдатели, контролеры); второго — в выполнении исполнительских действий (телеграфист, наборщик), третьего — в принятии решения, логической обработке информации, производстве вычислений (диспетчеры, операторы ЭВМ).
В зависимости от величины временного промежутка от получения оператором информации до выполнения им соответствующего управляющего действия можно различать деятельность с немедленным обслуживанием и деятельность с отсроченным обслуживанием.
В зависимости от основных функций, выполняемых оператором, и удельным весом образного, понятийного и сенсомоторного компонентов, включенных в деятельность, различают несколько типов операторской деятельности:
- оператор-технолог — работает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительские действия по предписанным программам;
- оператор-манипулятор — осуществляет функции сенсомоторной регуляции деятельности с элементами понятийного и образного мышления;
- оператор-наблюдатель — основное содержание деятельности связано с информационным поиском и контролем, использованием оперативных и эталонных образов ситуаций;
- оператор-исследователь — деятельность характеризуется использованием аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в концептуальных моделях, а также в процессах преобразования информации;
- оператор-руководитель — осуществляет как непосредственное управление людьми, так и опосредованное (через технические средства и каналы связи); наибольшую роль в обеспечении деятельности играет функция оперативного мышления.
При изучении операторской деятельности особое внимание уделяется выявлению и классификации факторов, влияющих на ее эффективность. Одна из возможных классификаций приведена на рис. 23-3.
Все факторы делятся на индивидуальные (субъектные, личные) и групповые (объектные):
Индивидуальный (личный) фактор — это совокупность особенностей конкретного человека (субъекта), которые могут оказывать влияние на уровень эффективности и надежности его трудовой деятельности. Влияние «индивидуального фактора» на профессиональную эффективность и надежность наблюдается только в конкретных условиях взаимодействия опера тора с объектом управления или другими специалистами при наличии, развитии, проявлении индивидуальных особенностей, неблагоприятных для операторской деятельности. Причиной нарушения эффективности деятельности может быть проявление либо конкретной индивидуальной характеристики, либо определенной их совокупности.
Групповым фактором называется совокупность особенностей и возможностей человека, присущих всем операторам конкретного класса СЧМС и определяющих эргономические свойства системы. Эргономические свойства СЧМС и отдельных ее компонентов не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины и среды — они проявляются во время взаимодействия человека и технической системы при решении определенных задач. Эти свойства относят к виртуальной реальности с ее характеристиками порожденности (спроектированности), актуальности и интерактивности. Они отражают степень реализации в конкретной операторской деятельности (в ее средствах, содержании, условиях, организации и субъекте) требований к профессионально важным для операторской деятельности качествам человека (психологическим, физиологическим и др.), которые и определяют эффективность и надежность этой деятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Cомнология в России
Велик вклад российских ученых в эту науку. Экспериментальная сомнология зародилась более 100 лет назад в России, ее основателем была М.М. Манассеина, ученица известного петербургского физиолога И.Р. Тарханова. В XX веке И.П. Павлов много ...
Возникновение конфликтов в подростковом возрасте
Конфликтные ситуации в жизни подростка - явление частое. Их причинами могут быть: борьба за лидерство среди сверстников, отсутствие взаимопонимания с учителями и родителями, и т.д.
Подростки часто не умеют находить компромисс в конфликтн ...
Практические рекомендации
1. Ребенку следует объяснить, что произошло. И сделать это нужно в доступной для его понимания форме. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила:
Ø никого не обвинять;
Ø заверить, что ушедший из семьи родитель л ...