Психологические основы обучения операторов

Общая психология » Психологические основы обучения операторов

На современном этапе технического развития неуклонно возрастают требования к уровню и качеству профессиональной подготовленности персонала.

В последние годы подготовка персонала конкретизируется в концепции культуры безопасности: подчёркивается необходимость не только достаточно высокого уровня квалификационной подготовленности, но и наличие такого важного элемента, как психологическая подготовленность. Она рассматривается в качестве ключевого и приоритетного элемента культуры безопасности. Поиск путей и механизмов повышения эффективности подготовки идёт постоянно. Применение новых методов подготовки и совершенствование существующих можно рассматривать в качестве основных способов, эффективно воздействующих на качество обучения и надёжность профессиональной деятельности. Стремление руководства службы подготовки персонала к постоянному поиску путей совершенствования процесса обучения привело к развитию нового направления – психологической подготовки персонала, нацеленной на формирование и поддержание психологических установок и ответственного отношения к безопасности, успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач.

Основные задачи психологической подготовки персонала:

формирование и развитие профессионально важных психологических качеств, умений и навыков (ответственность, дисциплинированность, приверженность правилам безопасности, самообладание в критических ситуациях, способность к эффективному взаимодействию);

повышение профессиональной психологической устойчивости в условиях стресса и эмоционально напряжённых ситуациях. В психологии труда и инженерной психологии значительное внимание уделяется изучению психологических особенностей операторской деятельности, вопросам обеспечения ее совершенствования и проектирования.

Такое положение обусловливается:

1) все возрастающими темпами технического развития, разработкой и внедрением различных систем управления подвижными объектами, технологическими и коммуникативными процессами и, как следствие, — появлением новых профессий операторского профиля;

2) высокой сложностью и ответственностью операторской деятельности, сопровождающейся в ряде случаев повышенной опасностью, о чем свидетельствует, например, статистика аварийности в авиации и на АЭС;

3) наличием феноменов системной организации компонентов операторской деятельности, их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет необходимость рассмотрения этой деятельности как осуществляющейся в системе «человек-машина—среда». Система «человек—машина—среда» состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технических устройств, орудий труда), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. В «Справочнике по инженерной психологии» человек- оператор определяется как человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

В качестве психологических характеристик человека-оператора, осуществляющего управляющие функции в системе «человек—машина—среда», рассматриваются показатели, которые определяют процессы приема, переработки и передачи информации, а также индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомоторики, мотивации, воли, эмоций).

Трудовая деятельность человека организуется, направляется и регулируется в соответствии с исходными причинами, которые определяют характер рабочей активности индивида, а также в соответствии с ожидаемыми результатами деятельности.

Решение трудовых задач начинается с процесса приема исходной информации, который может осуществляться с использованием в качестве носителей информации сигналов различной модальности. Каналы приема информации характеризуются функциональными возможностями различных анализаторов.

Процессы переработки информации основаны на использовании различных способов ее анализа, синтеза и трансформации, принятия решения, предвидения возможного изменения ситуации и т. п. Интеллектуальная деятельность по преобразованию информации и решению трудовых задач обеспечивается функциями различных видов и форм памяти и мышления человека.

Реализация принятых решений, завершение определенных циклов трудовых операций и отдельных действий осуществляется с помощью различных управляющих воздействий, в основе которых лежат психомоторные реакции и речевые сообщения (команды), характеризующиеся пространственно-временными параметрами, точностью, смыслом и т. д.

Особенности информационного взаимодействия человека с техническими компонентами СЧМС зависят от организации рабочего места специалиста, степени соответствия размещения элементов рабочего места (положения отдельных индикаторов, органов управления, их взаиморасположения и т, д.) особенностям строения и размерам отдельных частей тела человека, динамическим возможностям их перемещений при работе с элементами пульта управления.

В процессе деятельности рабочая нагрузка (в том числе и умственная), связанная с выполнением трудовых задач, сопровождается определенными усилиями, степень адекватности которых величине нагрузки обусловливает уровень успешности решения задач и отражает функциональную напряженность деятельности и подготовленность к ней. Напряженность психических и физиологических функций характеризует сложность интеллектуальной деятельности и зависит от психофизиологических и личностных ресурсов человека.

Рекомендуем к прочтению:

Эффекты креативного потенциала и самооценки на профессиональное выгорание педагогов
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отл ...

Направленное формирование первого впечатления
Все филогенетическое развитие свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, то есть связь с жизнедеятельностью, с поведением, ...

Виды информационно-психологического воздействия
В зависимости от применяемой информационной техники выделяют несколько средств информационно-психологического воздействия: устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов; воздействи ...