Операторская готовность

Страница 1

Известно, что в профессиональной деятельности оперативного персонала могут возникать напряжённые ситуации – обстоятельства, порождающие значительные трудности и требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий, выполнения максимального объёма работы за определённый (чаще всего – минимальный) промежуток времени.

В таких случаях подвергаются испытанию предельная пропускная способность оператора, способность критически мыслить и принимать логически обоснованные решения с целью стабилизации параметров работы технологических систем. Динамичность напряжённых ситуаций, нередко крайне жёсткие требования к своевременности и адекватности исполняемых действий обуславливают необходимость заблаговременной психологической подготовки операторов к выполнению внезапно возникающих усложнённых задач профессиональной деятельности. Эффективность действий оператора в напряжённой ситуации в значительной степени определяется уровнем сформированной готовности к развивающимся событиям, умением управлять своим эмоциональным состоянием. Неподготовленность оператора к управлению собой, возникающие из-за этого ошибки и упущения могут содержать в себе предпосылки будущих срывов и отказов в профессиональной деятельности. Готовность – это первичное, фундаментальное условие успешной операторской деятельности. Другими словами, готовность как особое психическое состояние определяет границы воздействия основного раздражителя – аварийной ситуации. Готовность сформирована – оператор адекватно воспринимает и осмысливает появившиеся осложнения и выполняет необходимые действия, готовность не сформирована – оператор не в состоянии адекватно отреагировать на ситуацию, и выполняет импульсивные, преждевременные либо замедленные действия. Таким образом, для того чтобы поддерживать операторскую готовность на должном уровне, необходимо:

• уметь формировать и поддерживать целесообразную операторскую активность;

• уметь управлять трудными состояниями, возникающими в операторской деятельности. Психологическая подготовка персонала, направленная на формирование и поддержание операторской готовности, включает в себя занятия по следующим темам:

• трудные состояния, встречающиеся в операторской деятельности, их симптомы, причины возникновения;

• методы обеспечения операторской готовности (методы саморегуляции), их механизмы, особенности и области применения;

• овладение методами психологической саморегуляции. Основная задача занятий по саморегуляции состоит в освоении двух методических приёмов:

• релаксация, предназначенная для снятия нервно-психического напряжения;

• активация, направленная на снятие утомления и оптимизацию текущего функционального состояния.

Важным компонентом СЧМС являются условия труда (рабочая среда), которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности человека-оператора. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора.

Условия труда принято классифицировать по критериям их качественного своеобразия и интенсивности воздействия.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Виды профессиональных манипуляций
К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее. Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям». Напри ...

Заключение.
В настоящее время остро встал вопрос о необходимости включения психологической подготовки в курсы обучения и повышения квалификации медицинских работников. Эта проблема мотивирована тем, что профессия врача предполагает в той или иной сте ...

Особенности изменения структуры идентичности студентов – психологов за время обучения в ВУЗе
В нашем исследовании приняли участие 200 студентов-психологов с 1 по 5 курсы факультетов московских негосударственных вузов. (53 мужчины и 147 женщины). Среди них 53 человека – студенты 1 курса, 45человек - студенты 2 курса, 38 человек - ...