Психология А. Маслоу

Общая психология » Психология А. Маслоу

Страница 3
еловека состоит в продвижении по этим ступеням, и лишь немногие (около 1% от всего населения), по мысли А.Маслоу, достигли вершины этой пирамиды.

В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают на­стоятельными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уваже­нии, которые имеют «инстинктиноидную» природу, специфическую для чело­веческого рода. А.Маслоу интерпретирует действительную социальность че­ловека, считая ее биологическим свойством человеческого вида.

Антропологизация личности проявляется и во взглядах Маслоу на строение мотивационной сферы человека. Наиболее существенные для побуждения мотивы : 1) дефицитарные (за ними стоят потребности в пище и т.д.), они снимают напряжение и 2) бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, застав­ляющие защищаться, бороться за истину, честность и т.д. Жизнь в соответствии с 1-ым типом мотивов превращает человека в простого респондента, «реагирующего на обстоятельства». Бытийный образ жизни включает в себя наиболее значи­мые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявляющиеся в подлинной индивидуальности и наполнен­ности высоким содержанием жизни. Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он считает, что неудовлетворение базальных потребностей порождает неврозы и психозы.

Над уровнем этих основных побуждений надстраивается метамотивационный уровень - уровень потребности в истине, добре, красоте, справедливости и единстве. Все они, по словам Маслоу, связаны со структу­рой человеческого организма и опираются на определенный генетический ба­зис.

Побуждениям человека Маслоу приписывает те же характеристики, кото­рыми Фрейд наделил импульсы «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей чело­века. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивацион­ной сферы индивида как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития общества.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и бо­лее высокие потребности (в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элеметнарные. Не только кри­тики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в са­моактуализации или самоуважении являлась доминирующей и определяла по­ведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потреб­ностей. Стоит только вспомнить многочис­ленные примеры из жизни деятелей науки, искусства, творивших, несмотря на постоянные лишения, моральные страдания, чтобы стала очевидной неадек­ватность первоначальных взглядов Маслоу действительному характеру человеческих потребно­стей. Проведя исследование в националь­ном масштабе, голландский психолог Ж.Хейзинга пришел к заключению, что все перечисленные Мас­лоу потребности наличествуют у представителей всех социальных групп и потреб­ность в самоактуализации у индивидов, находящихся на низших уровнях в ие­рархии профессий, могла быть даже сильнее, чем у лиц, стоящих на верхних ступенях этой иерархии.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой пирамиды потребностей, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и по­требности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии, дополняя и развивая теорию иерархии потребностей, приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности» без особых возражений.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому че­ловеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центри­рованные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и

стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Отличие обучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сб ...

Явление и определение внимания
В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. К сожалению, сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, ...

Проблемы психологии управления
Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управл ...