Психология А. Маслоу
В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают настоятельными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уважении, которые имеют «инстинктиноидную» природу, специфическую для человеческого рода. А.Маслоу интерпретирует действительную социальность человека, считая ее биологическим свойством человеческого вида.
Антропологизация личности проявляется и во взглядах Маслоу на строение мотивационной сферы человека. Наиболее существенные для побуждения мотивы : 1) дефицитарные (за ними стоят потребности в пище и т.д.), они снимают напряжение и 2) бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, заставляющие защищаться, бороться за истину, честность и т.д. Жизнь в соответствии с 1-ым типом мотивов превращает человека в простого респондента, «реагирующего на обстоятельства». Бытийный образ жизни включает в себя наиболее значимые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявляющиеся в подлинной индивидуальности и наполненности высоким содержанием жизни. Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он считает, что неудовлетворение базальных потребностей порождает неврозы и психозы.
Над уровнем этих основных побуждений надстраивается метамотивационный уровень - уровень потребности в истине, добре, красоте, справедливости и единстве. Все они, по словам Маслоу, связаны со структурой человеческого организма и опираются на определенный генетический базис.
Побуждениям человека Маслоу приписывает те же характеристики, которыми Фрейд наделил импульсы «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей человека. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивационной сферы индивида как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития общества.
Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элеметнарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Стоит только вспомнить многочисленные примеры из жизни деятелей науки, искусства, творивших, несмотря на постоянные лишения, моральные страдания, чтобы стала очевидной неадекватность первоначальных взглядов Маслоу действительному характеру человеческих потребностей. Проведя исследование в национальном масштабе, голландский психолог Ж.Хейзинга пришел к заключению, что все перечисленные Маслоу потребности наличествуют у представителей всех социальных групп и потребность в самоактуализации у индивидов, находящихся на низших уровнях в иерархии профессий, могла быть даже сильнее, чем у лиц, стоящих на верхних ступенях этой иерархии.
Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой пирамиды потребностей, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).
В то же время большинство представителей гуманистической психологии, дополняя и развивая теорию иерархии потребностей, приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности» без особых возражений.
Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное – «плато-переживание».
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и
стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.
Рекомендуем к прочтению:
Отличие обучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сб ...
Явление и определение внимания
В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. К сожалению, сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, ...
Проблемы психологии управления
Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управл ...