Психология А. Маслоу
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.
Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.
Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится превратить человека в своего шаблонного представителя, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.
В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.
Изучение психологически здоровых и творческих личностей, составляющих объект исследований Маслоу, побудило его сделать вывод, что среди многообразных свойств «самоактуализирующихся» людей ведущее место занимает концентрация их внимания не на собственной персоне, не на узкоиндивидуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по словам Маслоу, как и все остальные, испытывают чувства вины, тревоги, но беспокоит их не собственная судьба. Они стыдятся промахов рода, культуры или группы, с которыми они отождествляют себя, тревожатся о расхождении между действительностью, как она существует и какой должна быть. Представляется, что такой общественной направленностью личности определяется позитивный критерий распознавания самоактуализирующихся индивидов – их стремлением не к безопасности, не к защите себя от окружающего мира, но к «полному использованию и развитию своих талантов, способностей, потенциальностей и т.д.» . Характерные черты таких индивидов – четкое, ясное восприятие действительности, способность правильно судить о людях. В искусстве, науке, политике, обыденных делах они быстро ориентируются, усматривают скрытые возможности. Поражает свежесть, нешаблонность их восприятия. Четкость восприятия и познания позволяет им правильно предсказывать ход событий. «Самоактуализирующихся» людей не пугает новое, неизвестное, а наоборот, оно привлекает их. Вот почему, поясняет Маслоу, такие люди в области науки выступают как новаторы в отличие от множества ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робости, тревожности, приверженности к установивщимся мнениям и из-за других подобных недостатков характера занимающихся лишь известным. Характерная для самоактуализирующихся людей творческая направленность является, согласно Маслоу, универсальной характеристикой их личности.
Исходя из идей А.Маслоу, хотелось бы обобщить и отметить свойства, присущие самоактуализирующимся людям :
1. Более эффективное восприятие реальности.
2. Принятие себя, других и природы.
3. Непосредственность, простота, естественность.
4. Центрирование на проблеме (жизненная миссия).
5. Независимость, потребность в уединении (интенсивная внутренняя работа).
6. Автономность и относительная независимость от культуры и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Вершинные или мистические переживания.
9. Общественный интерес.
10. Глубокие межличностные отношения.
11. Демократизм без предубеждений.
12. Разграничение средств и целей.
13. Философское чувство юмора.
14. Креативность (способность к творчеству).
15. Сопротивление окультуриванию.
Нельзя не признать, что все выделенные Маслоу черты личности действительно должны быть оценены положительно. Но слабость позиции Маслоу обнаруживается, как только он от описания самоактуализирующихся личностей переходит к анализу факторов, под влиянием которых все названные черты, по его мнению, формируются. Если вспомнить характерную для Маслоу антропологизацию социальных качеств человека, то вполне естественным будет полагать, что и способность к самоактуализации Маслоу рассматривает как природное свойство людей, а не как результат жизни индивида в определенных социальных условиях. Именно к этому выводу и приходит Маслоу. Логика его рассуждения такова. В современном американском обществе, по его словам, то, что препятствует самоактуализации личности, это контроль над мыслями и стремлениями, который не может идти ни в какое сравнение с физическими ограничениями. «Внешняя свобода, - пишет Маслоу, - является, кажется, менее важной, чем свобода внутренняя, и окажется, вероятно, что влияния, подобные влиянию сенатора Маккарти, более опасны для психологического здоровья, чем Аль Капоне» [5,285]. Но что может преодолеть эти опасные для психики человека условия? Оказывается , согласно Маслоу, такой силой является природное стремление индивидов к самоактуализации, и именно такие индивиды представляют здоровые силы общества независимо, очевидно, от того, на каких класссово-общественных полюсах они стоят.
Рекомендуем к прочтению:
Сурдопсихология как раздел специальной психологии
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология — отрасль специальной психологии.
Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в ...
Психологические особенности альтруизма личности
Успех как социально-психологический феномен является одной из ведущих жизненных ценностей человека. Потребность в успехе является одной из фундаментальных и жизненно важных. В ее основе лежит мотивация достижения, стремление личности к са ...
Проблемы развития мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов
Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода – самонаблюдения. Сейчас экспериментальная психология ра ...